Чеховский театральный фестиваль в Москве завершился уникальным событием – мировой премьерой спектакля, поставленного Анатолием Васильевым в память о великом режиссере Юрии Любимове. Спектакль-посвящение. Спектакль-редкость, увидеть который еще можно 30 сентября и 1 октября 2017 года на сцене театра им. Е. Вахтангова.

19 июля в рамках Чеховского фестиваля состоялась долгожданная премьера спектакля «Старик и море» режиссера Анатолия Васильева. Васильев не ставил спектакли в Москве с 2006 года, когда после конфликта с московскими властями он был уволен с должности художественного директора театра «Школа драматического искусства». Спустя 11 лет предваряющие спектакль слова Васильева о том, что время сейчас непростое, звучат горько.

Вообще именно ощущение безысходности и ежеминутно уходящей жизни держат зрителей в эмоциональном напряжении на протяжении всего спектакля. Два часа текста Хемингуэя в прочтении Аллы Демидовой. Поскольку почти никакого движения на сцене не происходит, динамика спектакля обеспечивается за счет выразительности голоса актрисы. И вот уже зритель, как и старик следует за рыбой, размышляя о своей мечте, о неизбежности одиночества, сопереживая боли поражения и испытывая гордость за несломленный дух. И нестерпимо хочется «купить себе немножко счастья, если его где-нибудь продают».

Отдельного упоминания заслуживает сценография постановки: художник – Петр Попов, свет – ​Тарас Михалевский, благодаря которой уже не только старик Сантьяго принадлежит морю, но и весь зрительный зал. Работа света, причем не только на сцене, но и в зале, позволяет вместе со стариком встречать морской рассвет в погоне за смыслом жизни. Кипящее от акул море, без преувеличения, захватывает дух.

Сны о белых песчаных берегах Африки и о львах, о навсегда ушедшей юности заставляют замирать. Появляющийся на сцене невероятной красоты лев дает ответ на вопрос старика: «Почему львы – это самое лучшее, что у меня осталось?».

Спектакль о том, что все кончается одинаково и с этим можно только смириться. Но смирение может прийти «не принеся с собой ни позора, ни утраты человеческого достоинства». Спектакль прост, безграничен и глубок. Как и сами тексты Хемингуэя. Как море и как жизнь.

На мой взгляд, постановка – на подготовленного зрителя, но если вы готовы рискнуть и «нырнуть» в старика и море, то шанс есть: еще два показа 30 сентября и 1 октября.

 

Текст: Екатерина Смирнова