Ольга Ренова – основатель адвокатского бюро Forward Legal и, по признанию коллег, «судебник экстракласса».
Но всего этого могло не быть, если бы Ольга не приняла однажды своего главного в жизни решения. Авансы, которые судьба щедро давала ей как успешному музыканту, она обменяла на тернистый юридический путь.
Но нисколько об этом не жалеет. Мы расспросили Ольгу о личном: как в консервативном бизнесе не ограничивать себя неброской классикой, которую она терпеть не может.
Строго, но качественно
Внешний облик человека – это целый информационный портал, который передает невербальные сигналы другому человеку, в том числе потенциальному клиенту. Это на уровне подсознания – первое впечатление, которое можно потом оправдать или испортить.
Пару лет назад я поняла, что сама себе надоела — и стиль, и имидж в целом. Раньше я просто заходила в брендовые магазины и покупала вещи, не задумываясь о целостности образа. Но страсть к брендам прошла, и я решила воспользоваться услугами профессионального консультанта.
В качестве стилиста мне досталась невероятно позитивная девушка с чудесным именем Неждана. Она изменила мой взгляд на классический женский образ. Теперь вещи, которые я вряд ли бы решилась раньше надеть или сочетать друг с другом, отлично вписались в мой гардероб. Когда окружающие стали делать комплименты моим переменам, я поняла, что наш с Нежданой тандем принес свои плоды. Теперь мы встречаемся пару раз в год для совершенствования образов и покупки чего-нибудь новенького.
В прошлом году мы с Нежданой пошли дальше. Я пригласила ее к нам в офис, чтобы она провела семинар для сотрудниц бюро. Вместе они составили образы для выхода в суд, для встреч, а также для пятницы. Эффект не заставил себя ждать! Совсем скоро я заметила, как преобразились наши девушки. Для того чтобы они захотели выделиться и стать ярче, их нужно было просто вдохновить.
В суде ведь можно увидеть всякое. Однажды в районный суд города N явилась девушка — представитель истца (а мы представляли ответчика) в дорогом платье и красивых туфлях. В начале заседания она поинтересовалась, есть ли в распоряжении суда хоть один чистый стул. Председательствующий судья, женщина, ответила: «Разумеется, сейчас приставы принесут для вас чистый стул и корону, после чего мы начнем судебное заседание»…
Так что лучше быть одетым кстати, нежели красиво. В идеале стиль судебника должен быть умеренный и достойный: строго, но качественно. Дизайн ногтей, пирсинг, татуировки на открытых местах, громоздкие украшения, яркие колготки, мини-юбки даже при наличии стройных ног – все это не для работы адвоката.
Без интереса нет знаний
Семинары в Forward Legal не ограничиваются обсуждением стиля и имиджа. Система
мотиваций в нашей компании построена так, что нашим сотрудникам хочется проводить время именно с коллегами, а не просто в офисе. При этом система живая — мы ее «тюнингуем» исходя из условий меняющейся реальности. Ее элементы мы начинаем примерять к кандидату уже на стадии собеседования.
Главный элемент мотивации, который мы заложили в основу всей системы, — это интерес. Заинтересованность в деле должна исходить от сотрудника. Мы же обещаем, что у каждого члена нашей команды будет не только престижная и хорошо оплачиваемая работа, но и действительно интересные сложные кейсы, общение с серьезными клиентами.
Команду мы формируем очень тщательно и скрупулезно. Таких собеседований, как
у нас, с таким кругом обсуждаемых вопросов, нет нигде. Было несколько экспериментов. Однажды, разместив вакансию на HH, мы за три недели получили 600 откликов. Из них, благодаря нашим рекрутерам, осталось 120 кандидатов, а в шорт лист вошли 9 человек. Из этих 9 только трое получили предложения присоединиться к Forward Legal. В сухом остатке один проверку боем не прошел – оказался вялым и безынициативным. Зато двое других (напомню, из 600 с лишним кандидатов!) проявили себя лучшим образом и остались в команде.
Стремясь оптимизировать процесс подбора сотрудников, мы изменили систему и разработали тест: 10 вопросов и один кейс. Спрашиваем: «зачем изучают римское право?», «чем отличается косвенный налог от прямого?», «какие
виды обеспечения обязательств вы знаете?»
Казалось бы, элементарно. Но как люди на них отвечают иногда! Я не верю резюме. Оно может «слукавить», а вот тест — идеальный показатель профессиональных способностей.
Долго держать человека в стажерах или в помощниках не наш стиль. Мы заинтересованы в том, чтобы люди развивались и росли с каждым новым проектом. Без ложной скромности скажу, что мы единственная компания на рынке, которая столько вкладывает в развитие своих юристов. Мы регулярно проводим внутреннее обучение, семинары самой разной тематики: от новелл законодательства до практики написания процессуальных документов. Приглашаем консультантов по русскому языку, сценической речи и актерскому мастерству, по бухгалтерскому учету и менеджменту.
А началось все с музыки
Но всего этого могло не быть, если бы я не приняла главное в жизни решение…
В 15 лет у меня был первый сольный концерт. Помню, как стояла на автобусной остановке и читала собственное имя на афише. Уверена, что многого добилась бы на музыкальном поприще. Но жизнь повернулась иначе.
Музыка и право всегда стояли для меня рядом. Папа юрист, а мама музыкант. «Предмет и метод» – знакомое с детства словосочетание. Выбрав музыкальную школу, я пошла по стопам мамы. И все было прекрасно, пока я не переехала в Москву: в чужом городе и без друзей я сильно заскучала. Однажды за ужином отец предложил мне пойти поучиться – он справедливо считал, что новые знакомства лучше всего завязываются в процессе учебы. Поначалу я не приняла эту идею всерьез. У меня была успешная музыкальная карьера с понятными перспективами… Чему же еще учиться? Останавливало и то, что за много лет я просто забыла, как это — снова сесть за парту. Но надо было строить новую жизнь в Москве, и авантюрный эксперимент начался – без ясных планов на будущее и без амбиций.
Сказать, что учиться в МГУ было трудно, не сказать ничего. Однако первую сессию я сдала на «отлично». А дальше я влюбилась: моим избранником стало гражданское право. И, как следствие, возник большой интерес к изучаемой материи.
Днем я работала в школе имени Гнесиных, а вечером училась в МГУ на юриста. Такое сочетание разных видов деятельности продолжалось какое-то время. Первый звоночек, что пора менять ситуацию, прозвенел во время сессии в конце первого курса. Экзамен в МГУ был назначен на тот же день, что и государственный экзамен в Гнесинке.
Отыграв сложнейшую программу, уставшая, но довольная еду в университет. Тяну билет, читаю вопрос, а в голове чистый лист: не могу сосредоточиться и ответить хоть что-то вразумительное. Кое-как наболтала на «четверку». Тогда я поняла – пора делать выбор. Через два месяца я уволилась и «вышла в поля»: помощником юриста в коммерческую компанию.
Годы спустя, уже став адвокатам, приходилось постоянно работать над собой, что называется, «душить в себе музыканта». У музыкантов ведь нервные окончания обнажены, все эмоции наружу, и это точно не про юриспруденцию. Но есть и то, что объединяет эти две стихии, – свобода выбора и принятия решения.
Ты сам решаешь, сколько тебе работать и с кем. А мне всегда было комфортно жить в жанре «сам себе дирижер».
Выход в суд напоминает выход на сцену. Но в суде сложнее. На сцене все отрепетировано, и 99% успеха зависит от тебя. В суде, сколько не просчитывай позицию противника и вопросы судьи, надо быть готовым к неожиданным поворотам. От тебя зависит многое, но не все. А драйв, нерв и адреналин на сцене и в зале заседаний очень похожи.
В МГУ я встретилась и подружилась с Алексеем Карпенко. Можно сказать, что эта встреча стала судьбоносной. После получения дипломов мы работали в разных компаниях, но дружить не переставали никогда. Бывало, в сложных, нестандартных профессиональных проектах работали в одной команде.
Но в 2009 году обстоятельства сложились таким образом, что мы смогли стать полноценными партнерами. И вскоре поняли, что органично сработались и что нам хватит сил создать собственное адвокатское бюро. Так родилась наша компания – Forward Legal.
Беседовала: Ксения Богданова
За помощь в съемках благодарим ЦУМ