Налоговый эксперт, юрист, состоявшийся в профессии, и партнер рульфа Екатерина БОЛДИНОВА на досуге пишет детские книжки, сделав это свое хобби настоящим удовольствием для души. Ее читают, знают и любят дети. Как она стала детским писателем? Как умудряется усидеть на двух таких разных стульях? И где вообще находит время для сочинительства? Обо всем этом она готова рассказать сама.
Дети решают все
Я с детства писала сказки и рассказы – наивные, но мне это нравилось. А когда стала взрослой, решила, что из этого может получиться что-то интересное. После юридического факультета окончила журфак и даже работала корреспондентом в газете «Аргументы и факты в Восточной Сибири». Занималась журналистскими расследованиями и брала интервью у иркутских звезд.
Но к написанию действительно серьезных вещей я не была готова до тех пор, пока у меня не появился ребенок. Дети ведь сильно влияют на своих родителей. Например, мое разыгравшееся воображение отчасти подталкивал сын.
Сейчас изданы четыре моих книги: «По-настоящему» в издательстве «Аквилегия-М», «Пашкины истории. Как появился Кнопик», «Ника и Лика. Завещание короля Рэма» в Издательском доме Мещерякова и «Сказки волшебного леса» в «Кетлеров». Первый роман «По-настоящему» – это история взросления молодой девушки, которая стоит перед непростым выбором профессии. Над ней я работала очень долго, дописала до середины и зашла в тупик. В ожидании музы пришлось отложить роман почти на полгода. Надеюсь, читатель не заметит того места, где меня настиг творческий кризис. Условно говоря, я написала начало книги и ее финал, а вот связующая их часть мне никак не давалась. Кстати, у этой книги есть два вполне реальных прототипа, но, надеюсь, они об этом никогда не узнают. Роман, неожиданно для меня, вошел в лонг-лист престижной литературной премии «Ясная поляна».
«Пашкины истории» – это сборник маленьких детских рассказов. Сейчас написаны и готовятся к изданию 16 историй, но, думаю, их будет больше. Главный герой – мальчик, а сюжеты я подсмотрела в жизни сына и его друзей. Сын часто попадает в какие-то истории и устраивает много шума из ничего. То он ставит химические опыты, то отправляется на поиски приключений… Имея перед глазами такую фактуру, странно ее не использовать. Так что некоторые части книги основаны на реальных событиях нашей жизни.
Я стала писать потому, что детские книжки, которые пришли из моего детства, современным ребятам непонятны. Тех явлений, нравов, да и того образа мыслей уже нет. Дениска в «Денискиных рассказах» очень классный, но он ужасно старомодный. У нынешних детей все-таки совсем другая жизнь. Я же стараюсь поймать и сохранить то, что может произойти с любым современным ребенком, который играет в «Лего» и прошел все серии в Minecraft.
Моя третья книга «Завещание короля Рэма» – это часть серии. Сказка про девчонок в стиле и в духе «Волшебника изумрудного города». Сюжет мне приснился много лет назад, причем в очень колоритных деталях. А когда я решила записать его, это вылилось в большую книгу. Сейчас я пишу продолжение. Текст сопровождают фантастические иллюстрации художника Анны Гантимуровой. Она нарисовала героев ровно такими, какими я их себе представляла.
Совсем скоро выйдут «Сказки волшебного леса». Их я написала еще в начале нулевых. Сейчас, конечно, немного переосмыслила текст, но все идеи оттуда, из ранней юности. Это сказки для «взрослых детей», для тех, кому 12+. Они более глубокие, даже философские. В книге будут очень характерные карандашные иллюстрации замечательной художницы Екатерины Зарубиной.
Заметки из мобильника
Написание книг – это всегда разный творческий процесс. Иногда это как вспышки, которые воображение складывает в готовую идею, остается только ее записать. И самое сложное – найти время. Клиенты ведь не будут ждать, пока я закончу книгу и вернусь из творческого отпуска. Работая над новыми вещами, я буксую на ровном месте просто потому, что мне некогда. Время – мой самый дефицитный ресурс.
Записываю свои идеи по-разному, например, у меня есть куча блокнотов, в которых я пишу от руки. Расшифровывать их адский труд. А еще мой мобильник разрывается от разных заметок, в которых непосвященный не найдет ни логики, ни хронологии. Но это хорошее подспорье. Ведь самые классные фразы приходят в голову именно в тот момент, когда их не на чем записать. Конечно, саму книгу я пишу за компьютером. Но меня раздражает, что нужно постоянно сохранять редакции и что это не происходит автоматически. В писательстве хочется всегда иметь возможность откатиться к более ранней версии текста. Очень жду, когда технологии зайдут так далеко, что начнут синхронизировать писательский мозг с компьютером напрямую.
Откуда я беру вдохновение? Из жизни. Однажды слушала «Травиату» в Большом театре и во время исполнения одной из арий четко поняла, как должен повести себя конкретный герой книги в конкретной ситуации. Люди и встречи, путешествия и открытия – все это источник моего вдохновения.
Я не ограничиваю себя детской литературой, я ратую за жанровое разнообразие в творчестве. Очень хочу написать серию детективов, идеи и сюжеты уже есть. И это точно будет необычное чтение. Еще я написала несколько пьес, и теперь жду возможности пристроить их кому-то из театральных режиссеров. Такие попытки уже были, но пока безуспешные. Ведь тогда ни одна из моих книг еще не была опубликована и писательского имени у меня не было. Да и сами пьесы неидеальны, над ними еще стоит поработать, прежде чем обивать театральные пороги Одна из пьес – это современная история о людях, надолго застрявших в зале ожидания аэропорта. С ними происходят вещи, которые не случились бы, улети они вовремя. Всем героям предстоит испытание на прочность, но не все пройдут его достойно.
Одно время мне не давала покоя слава Джона Гришэма. Я хотела писать о нашем российском юридическом мире. Эти идеи пришлось отложить, ведь практикующему юристу развенчивать мифы опасно для карьеры. Чтобы быть честным, нужно уйти с профессиональной арены и занять место наблюдателя. К этому я не готова – слишком люблю свою основную профессию.
Улыбка удачи
Начинающему автору крайне тяжело пристроить свою рукопись в издательство и «выбиться в люди». Конечно, есть конкурсы и премии, где стоит примелькаться. Добиться значимого успеха с первого, а зачастую и с пятого, раза невозможно. Но, как известно, терпение и труд все перетрут. Нужно пробовать. Я участвовала везде.
Если молодой автор хочет чего-то добиться в литературе, ему придется все делать самому. Не стоит ждать, что придет добрый издатель и предложит эксклюзивный контракт с заоблачным гонораром в придачу. Возможно, на Западе проще, там есть литературные агенты, разыскивающие новых талантливых авторов. Думаю, в России этого нет, потому что гонорары молодых авторов, как и тиражи их книг, ничтожно малы. И процент от роялти литературному агенту в силу его мизерности не нужен.
Так что все зависит от той степени упорства, которое начинающий автор вкладывает в свою затею. На каждый жанр есть свое издательство. Одни выпускает детскую литературу, другие занимаются переводами, третьи печатают классику для взрослых. Значит, нужно понять, какому кругу издательств ты интересен как автор. Для книги «По-настоящему» я составила список более чем из 75 издательств. Потом составила список требований к рукописям. У каждого издательского дома он свой, и, если рукопись не соответствует критериям, издатель просто не будет ее читать.
Я наделала кучу файлов с текстом книги под разные требования и начала бомбить издательства по электронной почте. Полтора года с завидным упорством я повторяла рассылку раз в пару-тройку месяцев. Все издательства, соблаговолившие удостоить мой труд вниманием, говорили, что срок рассмотрения рукописи от трех месяцев до одного года. До большинства из них можно дозвониться и узнать о судьбе своей книги. По мере возможности я пыталась, но это оказалось бесполезным занятием. На рассылки и звонки тоже нужно время, которого у меня крайне мало.
Наконец мне улыбнулась удача – в 2015 году издательство «Аквилегия-М» согласилось напечатать мой первый роман «По-настоящему». Как же это волнительно – держать в руках собственную книгу! Такое ощущение, что я не имею отношения к этому тексту, чувство наблюдателя не проходит. Ты знаешь, что все сам придумал и написал, но при этом текст и герои уже тебе не принадлежат. Это как наблюдать за взрослением ребенка: чем старше он становится, тем меньше в нем тебя самого.
«Пашкины истории» и «Завещание короля Рэма» выходят в Издательском доме Мещерякова. Я долго следила за этим издательством: раньше оно вообще не занималось современными авторами. Но однажды в «Фейсбуке» я прочла пост Вадима Мещерякова. Оказалось, что они ищут современных детских авторов, и в первую очередь интересуются именно небольшими рассказами. Через час я отправила им все «Пашкины истории». Вечером я ехала в метро после тяжелейшего суда, думала о следующем заседании и, механически листая что-то в телефоне, обнаружила входящее письмо. Вадим написал, что готов опубликовать все 16 рассказов. Я решила посильнее дернуть эту удачу за хвост – предложила еще и сказки. Вадим взял небольшую паузу, а потом сообщил, что они приступили к поиску художника, который придумает иллюстрации. Сейчас мы заключили контракт на пять книг из серии «Пашкины истории», и я отдала им права на «Завещание короля Рэма». Очень надеюсь, что, когда допишу продолжение, Вадима оно заинтересует.
Пока у меня была только одна встреча с читателями. В рамках выставки-ярмарки «ММКВЯ» в 2016 году состоялась презентация книги «По-настоящему». Красивое и необременительное мероприятие с обязательной автограф-сессией. Подходили и читатели, и молодые писатели. Очень приятно оказаться центральной фигурой такого события. Это одно из тех ярких впечатлений, которое остается с человеком на всю жизнь. Понимаешь, что ты не только в суде хорош, но и в творчестве востребован.
Конечно, я читаю в Сети отзывы на свои книги, встречаются очень трогательные. Правда, и от негатива никуда не деться. Даже коллеги по профессии иногда высказывали недоумение, когда узнавали про писательскую часть моей жизни. Низкие оценки в «Лабиринте» могут расстроить. Правда, важно помнить, что негатив бывает разный. Иногда низкая оценка связана не с содержанием книги, а, например, с тем, что она, по мнению покупателя, слишком дорого стоит. Впрочем, юридическая профессия учит не реагировать на негатив. Тут ведь все просто: не нравится – не читай. Всем угодить невозможно.
Авторы и поклонники
Писательство для меня не источник заработка и вряд ли когда-нибудь им станет. У каждого юриста есть споры за три копейки, они не приносят ни славы, ни гонорара. Но зачастую такая работа дороже денег, благодаря ей, ты знаешь, что нужен и для кого-то важен. И с литературой также. Мне очень нравится писать книги, но я очень рада, что это не основная моя профессия – я адвокат, и это навсегда.
Семья, скорее, одобряет мое увлечение литературой. Муж никогда не говорит мне «нет». Хочется надеяться, что он мной гордится. Его поддержка – это отсутствие сопротивления, что порой важнее активного подбадривания.
Сама я очень люблю Астрид Линдгрен. Не многие знают, что она не только детский писатель – у нее есть замечательная трилогия для взрослых о путешествующей Кати. Могу читать с любого места и практически знаю ее наизусть. Из современных авторов очень уважаю Джонатана Франзена и его тонкий, кружевной роман «Безгрешность». И конечно, мы с сыном в восторге от Джоан Роулинг. Из российских современных детских авторов с удовольствием открыла для себя Майю Лазаренскую, ее книги «Конкур в ритме солнца» и «Троянский кот»; Эльвиру Смелик, которая пишет уже не для детей, а для подростков и владеет очаровательным юморным слогом; Любовь Романову и ее трилогию «Люди крыш». Детская писательница Марина Тараненко стала моим недавним весьма приятным открытием. У нее стоит почитать «Бума-Бумай-Ок» и «Хирофантов». Не могу не назвать «Мусины бусины» Лады Кутузовой и ее же «Темногорье», которое я теперь советую всем подросткам. У Лады есть потрясающая рукопись «Экипаж Кузнечика», я все жду, когда ее издадут с яркими иллюстрациями.
А еще я очень люблю театр. Минимум раз в месяц я выкраиваю время и выбираюсь на спектакли. С интересом жду постановок Константина Богомолова, он необычен и скандален, и всегда удивляет до глубины души. На сцене МХТ идут его «Мужья и жены» и «Сентрал-парк Вест» по пьесам Вуди Аллена. Но самым интересным был его спектакль «Борис Годунов» – очень сложный и неоднозначный, наотмашь бьющий зрителя.
Беседовала: Елена Салина
~~~~~~~~
Если вы инхаус юрист и руководите командой по юридическим, корпоративным, комплаенс вопросам, связям с государственными органами и управлению непрофильными и проблемными активами.
Регистрируйтесь на Legal Executive Assembly
Вас ждет новое полезное и зажигательное неформальное событие!
20-21 марта 2020 года. Radisson Resort, Завидово
Найдем ответы на вопросы:
- Как повысить ценность функции для внутренних клиентов?
- Как выстраивать эффективные отношения с собственниками и CEO компании? Что они ожидают от топ-менеджеров и как контролируют?
- Как эффективно анализировать и совершенствовать операционные процессы вашего подразделения?
- Как разрешать конфликты?
- Что помогает топ-менеджерам быть эффективными и оставаться в ресурсе?
- И многое другое.
Успейте сделать предварительную регистрацию, чтобы участвовать с самой крутой прокачке от топовых коучев! До конца месяца действует сниженный тариф на все формы участия.
Детали на сайте Legal Executive Assembly 2020.
Читай о том, что ждет участников Legal Executive Assembly и смотри фото с предыдущих мероприятий The Paragraph Magazine в нашей статье.