– Константин, как появилась идея сделать сессию именно на тему «Художественный образ адвоката». Кому и зачем это нужно? Что Вы хотели донести до слушателей?

 Константин Добрынин: Любому юристу, и не важно адвокат он или нет абсолютно ясно, что в России юридическая профессия развивается медленно, хотя если посмотреть в недалекое прошлое, то и это, конечно, все-таки прогресс. Грубо можно выделить три этапа формирования российского юридического рынка: перестройка, буржуазная революция или бурные девяностые, стабильные нулевые. Эти три этапа характеризуются очень активным, но хаотичным ростом.

Сейчас начинается четвертый этап. Можно сказать, что это момент осознанного развития, когда все ключевые игроки юридического рынка пришли к общему пониманию проблем и вызовов, они требуют перемен, но пока расходятся в понимании методов.

Именно сейчас как никогда ощущается отсутствие образа адвоката. Будем говорить шире – юриста – одного из самых важных персонажей, и для гражданина, и для государства, потому что только адвокат может стать защитником и героем для любого, чьи права нарушены.

В России героями становятся кто угодно – полицейские, спецназовцы, криминальные авторитеты, но не адвокаты. Последние вообще отсутствует на этом пьедестале.

Поэтому показалось интересным сравнить, почему на западе героем и художественным образом стал адвокат – честный или не очень, защищающий дьявола или невинного подростка, возглавляющий юридическую фирму миллионер или бедный активист, а в России нет, и как случилось, что само понятие «защитник» так отличается здесь и там.

Россия. Санкт-Петербург. 17 мая 2017. Статс-секретарь, заместитель президента Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин.

– Так ли нужно популяризировать юридическую профессию в обществе? Откровенного негатива к профессии нет, как, впрочем, и понимания, чем именно занимаются адвокаты. Что это даст? Адвокаты будут больше зарабатывать, их мнение обретет больший вес, а судьи начнут к ним прислушиваться? И как вообще в России можно сделать из адвоката супергероя, если в процессе нет реальной состязательности и тотального суда присяжных?

К.Д.: Конечно, популяризировать профессию надо, я бы даже сказал не профессию, а само право. Проблема юристов в том, что мы монополизировали право на право, правовым просвещением занимаются время от времени, а уровень правовой культуры общества стремится к абсолютному нулю.

Главная наша беда заключается в том, что Россия так и не стала страной закона, она представляет собой страну благодати, в которой доминируют категории совершенно другого порядка от «справедливости» до «понятий». Строгое следование нормам закона не только не приветствуется, но и считается проявлением девиантного поведения… В такой ситуации адвокат и близко не играет той роли, которая присуща ему в евроатлантическом мире.

Увы, сформированный в современном искусстве образ российского адвоката, это фактически «решальщик», человек, который может решить проблемы клиентов путем передачи взяток силовым структурам или суду. И его юридическая квалификация не имеет никакого значения. Образ адвоката стал заложником чрезвычайно низкой правовой культуры нынешнего российского общества. Превратить адвоката, на уровне общего и частного восприятия, в условный аналог семейного доктора, без которого не принимаются никакие важные решения нужно не только для самопродвижения и самопозицианирования адвокатского сообщества, но и для культивирования совершенно нового восприятия закона и права в стране.

Дело не в том, будут ли адвокаты больше зарабатывать или нет, хотя если и это получится, то не вижу в этом ничего дурного. Основная задача, чтобы Россия стала наконец страной закона, тогда и адвокат будет привилегированным слугой закона, а не восприниматься посредником при сомнительных делах на грани закона.

Что же касается состязательности процесса, то она есть, просто у государства, я бы сказал, слишком большая правовая и неправовая фора и гандикапа оно нам не дает. Но даже при этом мы выигрываем и восстанавливаем права людей. Шаг за шагом государство научится играть по единым правилам, потому что только тогда оно сможет стать по-настоящему сильным.

Поэтому адвокат – герой следующего времени, а если следующее время будет наше, то значит и герой нашего времени тоже.

– Глядя на актера Владимира Машкова, уверяешься, что он, в хорошем смысле слова, влюблен в своего героя Федора Плевако. Видимо это нужно, чтобы по-настоящему здорово сыграть роль. Как Вы думаете, есть ли некая параллель между актерами и адвокатами? Последним чтобы представлять клиента в суде, будь он финансовый мошенник или даже убийца, в него надо некоторым образом влюбиться «простить его и понять»?

К.Д.: Параллель прямая, ведь адвокат — это публичная профессия, и он должен быть хорошим актером для того чтобы владеть эмоциями и контролировать их, а не наоборот.

До момента, когда приговор постановлен судом, любой гражданин считается невиновным, а адвокату надо «не понимать и прощать», он же не священник, адвокату надо разобраться, что же было на самом деле и сделать все от него зависящее, чтоб невиновный не был осужден.

– Вам не показалось что Ваши уважаемые соведущие и сами много не знают про настоящую работу адвокатов и юристов?

Во-первых, у меня не было «соведущих» во множественном числе, а был один единственный соведущий – журналист Антон Красовский, который действительно не адвокат, но совершенно точно настоящий журналист, пожалуй, один из лучших сейчас в России. А требовать от журналиста разбираться в праве или, допустим, в физике достаточно наивно, да и не нужно. С таким же успехом можно было бы пенять Владимиру Познеру, что он, беря интервью у Кудрина, не специалист в макроэкономике.

Самое важное – задача этой и подобной панелей не в скучном разглагольствовании, а в популяризации темы, популяризации профессии и популяризации самого Форума, как самого яркого и нестандартного юридического события в мире. Именно поэтому и в прошлом и в этом году на нашей панели было не протолкнуться.

– Алексей Ефимович, Вы постели непрофильное для своей основной деятельности деловое мероприятие, какие впечатления оно произвело? Возможно Вы узнали что-то новое и чрезвычайно важное для работы над новым кинофильмом?

Алексей Учитель: Я впервые посетил Петербургский юридический форум. Мероприятие оказалось очень интересным и, главное, многогранным, так как обсуждались не только юридические, но и общие темы.

Я хотел бы отметить круглый стол, на котором поднимались вопросы культуры и искусства.  Мы поговорили о том, как кинематограф воплощает образ адвокатов на экране. Для меня и Владимира Машкова это было особенно важно и интересно, поскольку мы, совместно, собираемся запустить масштабный, 12-серийный сериал, который будет посвящен жизни известного адвоката Федора Плевако.

Поразительно было наблюдать, как азартно и эмоционально все присутствующие обсуждали различные характеристики этого человека, как вступали с нами в спор, делились мнениями. Это было невероятно увлекательно, а главное познавательно.

Этот Форум очень многое дал и мне, и Владимиру Машкову. Появилось много новых знакомств с замечательными людьми, мы запланировали встречи, которые помогут нам достоверно и интересно передать образ Плевако на экране.

Хотелось бы отметить, прекрасную организацию, все прошло на очень высоком уровне. Если получится, я с удовольствием приеду в следующем году.

Россия. Санкт-Петербург. 17 мая 2017. Режиссер Алексей Учитель.

Регистрация на VIII ПМЮФ откроется осенью 2017 г.

Фото: ТАСС | Ермохин Сергей, Чепакин Андрей