Лейбниц – известный мыслитель, который не ограничивался только одной профессиональной сферой, а сполна применил свои таланты в различных областях, интересовавших его. Фридрих Энгельс писал о Лейбнице, что он в изобилии разбрасывал вокруг себя гениальные идеи. Именно эта разносторонность и многочисленные идеи позволяли Лейбницу смотреть на вопрос неординарно и придумывать новое, но с другой стороны именно это мешало ему доводить дела до конца. По духу он был генератором идей но, к несчастью своему без команды, которая могла бы поддержать и воплотить все его гениальные замыслы.

Ниже представлены некоторые из его научных достижений:

  • усовершенствовал арифметическую машину;
  • открыл дифференциальное исчисление;
  • в механике ввел понятие «живой силы» и сформулировал закон сохранения энергии;
  • в психологии ввел понятие «малых перцепций»;
  • заложил основы математической логики;
  • описал двоичную систему счисления с цифрами 0 и 1;
  • написал целый ряд трактатов и сочинений;
  • основал Академию наук в Берлине и был ее первым президентом.

Помимо науки и философии, Лейбниц также занимался политикой и дипломатией.

Готфрид Лейбниц родился в 1646 году под конец Тридцатилетней войны в семье довольно известного юриста, который преподавал философию в Лейпцигском университете, а мать его была дочерью профессора, преподававшего юридические науки. В то время Германия представляла собой не единое государство, а раздробленные мелкие княжества, которые после войны были опустошены, находились в руинах с разрушенной экономикой и в социальном упадке. Лейбниц одним из первых выступал и продвигал идеи германского единства, создания своего рода федераций, понимая что только объединение княжеств станет реальной защитой от французской гегемонии и Османской империи.

Поступив в 15 лет на юридический факультет Лейпцигского университета, за математическими знаниями он отправляется в Йену, где его учителем становится Эрхард Вайгель.

Окончив Лейпцигский университет, 20-летний Лейбниц планирует стать доктором права. И по традиции накануне докторского экзамена отправляется к декану.

Дверь открывает жена декана, которой Лейбниц сообщает, что хочет держать докторский экзамен. На что жена декана ответила: «Сначала не мешало бы отрастить себе бороду, а потом являться по таким делам».

Такие слова так задели молодого ученого, что он покинул Лейпциг и более туда не возвращался. Звание доктора права, защитив диссертацию на тему «О запутанных судебных случаях», Лейбниц получил в Альтдорфском университете недалеко от Нюрнберга в 1667 году.

В статье представлено несколько ситуаций, которые показывают многогранность и пытливый ум Готфрида Лейбница.

СПОР С НЬЮТОНОМ

Принцесса Каролина Бранденбург – Ансбахская, супруга Георга II, пыталась положить конец спору, разыгравшийся между Ньютоном и Лейбницем. Она писала последнему: «С настоящим прискорбием вижу, что люди такой научной величины, как Вы и Ньютон, не могут помириться. Мир бесконечно мог бы выиграть, если бы можно было вас сблизить, но великие люди подобны женщинам, которые ссорятся из-за любовников. Вот мое суждение о вашем споре, господа!»

После окончания университета Лейбниц поступил на службу к Майнцскому курфюрсту, где много разъезжал и большой период времени провел в Париже. Одной из причин поездки в Париж было представление Людовику XIV египетского плана, целью которого было завоевание Францией Египта, тем самым Лейбниц хотел отвлечь Францию от столкновений в Европе. Людовик XIV и министры благосколонно отнеслись к плану, но отказались от его воплощения в жизнь и объявили войну Голландии. Зато спустя столетие этот план был реализован Наполеоном.

В 1676 г. в последний год своего пребывания в Париже Лейбниц выработал основы математического анализа, открыв дифференциальное исчисление. Аналогичный метод был изобретен почти десятью годами ранее другим великим ученым – англичанином Исааком Ньютоном, который не опубликовал свое открытие. Такая оплошность привела к затяжному спору о приоритете открытия дифференциального исчисления. В то время еще не сформировалось правило об опубликовании своих открытий в научных журналах. При этом основы, из которых происходили оба ученых, были различны. Ньютон создал свой метод математического анализа, называемый «Метод флюксий».

Однако можно полагать, что к открытию дифференциального исчисления Лейбница подтолкнула всё-таки переписка с Исааком Ньютоном и их научные беседы. Впервые «Метод флюксий» был опубликован в 1687 г. в издании «Начала». А сам трактат «Метод флюксий», написанный еще в 1672 г., появился в печати только после смерти Исаака Ньютона.

В начале XVIII века, когда дифференциальное исчисление Лейбница уже широко использовалось в Европе, Исаак Ньютон подробно изложил суть своего метода в одном научном журнале. Ответом послужила анонимная рецензия, оскорбительного содержания, в которой указывалось, что автором нового исчисления является Лейбниц. Ньютон никак не отреагировал на такую рецензию, в отличие от его учеников и последователей, которые негодовали и возмущались. Спор перешел в активную стадию. Дело рассматривало Лондонское королевское общество. Метод Лейбница был признан аналогичным методу Ньютона, а значит победителем в приоритетном споре стал Исаак Ньютон.

Между тем, метод, предлагаемый Лейбницем, оказался более понятным и удобным. Большинство математиков того времени, использовали именно его и с помощью его решали трудные неразрешимые задачи. Также при помощи дифференциального исчисления Лейбниц установил понятие «живой силы» (историческое название кинетической энергии).

Лейбниц категорически не был согласен с решением Лондонского королевского общества и не признавал приоритет Ньютона. Более того, оскорбленный и расстроенный написал неприятные вещи о Ньютоне. В отличии от Лебница, Ньютон в своем труде “Принципы” воздал ему должное и оценил его по заслугам.

Этот спор наделал очень много шума, длился многие десятилетия, даже после смерти Лейбница не прекратился и обошелся науке очень дорого. Как подметил Эрик Белл: «Результатом всего этого было то, что упрямые британцы практически не продвинулись в математике в течение целого столетия после смерти Ньютона, в то время как более прогрессивные швейцарцы и французы, развивая идеи Лейбница и пользуясь его несравненно более удобным способом обозначений в анализе, усовершенствовали анализ и сделали его простым, легко применимым средством исследований, сделали то, что должны были сделать непосредственные последователи Ньютона»

ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ И ПОПЫТКИ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЦЕРКВЕЙ

Однажды Арно, который возглавлял движение янсенистов , пригласил Лейбница на ужин с другими членами движения. Разговор шел в основном о Боге. Лейбниц сказал, что может сочинить молитву, подходящую всем вероисповеданиям. Арно посчитал, что это невозможно. Лейбниц сочинил и прочел свою молитву. На что Арно сказал: «Эта молитва никуда не годится, потому что в ней нет ни малейшего упоминания о Господе нашем Иисусе Христе». Лейбниц парировал: «В таком случае ваше суждение относится и к молитве «Отче наш», и ко многим другим, в которых не упоминается о Христе». С тех пор Арно и Лейбниц стали хорошими приятелями.

По возвращению из Парижа Лейбниц начинает службу у герцога Эрнеста-Августа Браунвшейга-Люнебургского в Ганновере в статусе советника, библиотекаря и историографа, где он и останется до конца своих дней.

На службе у герцога Лейбниц выполнял разного рода задачи, начиная с составления генеалогического древа и различных писем до участия в дипломатических, политических вопросах. Например, герцог дал поручение Лейбницу повысить производительность рудников, которые часто затоплялись водой. Лейбниц придумал ветряный двигатель, который приводил в действие насосы, выкачивавшие воду. Однако, такое изобретение не прижилось у рудокопов, предпочитавших работать, как их деды. В Германии Лейбница можно считать первым выдающимся геологом.

Жена герцога, герцогиня София считала, что Лейбниц подходит на роль великого реформатора. Лейбниц был учителем у ее дочери Софии-Шарлотты, которая станет первой прусской королевой. Все трое будут поддерживать теплые и дружеские отношения на протяжении всей жизни. Лейбницу была поручена задача масштабного характера – изучить вопрос для подготовки церковной унии между протестантами и католиками.

Лейбниц горячо поддерживал идею объединения европейских государств в религиозном контексте. Он считал, что это может спасти европейские государства от турецкой агрессии. Лейбница направили в Рим, чтобы он представил и обсудил видение этого вопроса с папским двором. В Риме нашлись как сторонники этой идеи, так и противники. Сама поездка в Рим прошла успешно, его приняли с большими почестями. Лейбниц произвел такое прекрасное впечатление на папский двор, что ему предложили должность хранителя Ватиканской библиотеки. Так же как когда-то ему пришлось отказаться от предложения Людовика XIV остаться во Франции, Лейбниц и в этот раз не принял приглашение. Он не был готов сменить веру и стать католиком.

Пока Лейбниц работал над церковной унией, предпринималось несколько попыток его обратить его в католицизм. Свои взгляды по поводу объединения церквей Лейбниц изложил в «Способах воссоединения». Он признавал единство и вселенский характер церкви и считал, что принцип протестантизма не противоречит принципу католицизма. Уже здесь немецкий ученый проявлял религиозную терпимость. Он полагал, что церковь не должна применять меры осуждения и отлучения от церкви, считая их нецелесообразными.

Лейбниц не раз проявлял себя как борца за религиозную терпимость. Однажды к Лейбницу обратился ганноверский дом с просьбой дать рецензию на книгу французского литератора Поля Пелиссона. Её суть сводилась к тому, что католицизм это «правильная вера», а протестантизм это «отрицание веры». Написав свои комментарии, Лейбниц выступил, как защитник религиозной терпимости, защищая субъективное суждение, противопоставленное всеобщему авторитету.

Лейбниц считал, что и протестанты, и католики должны пойти на уступки друг другу. Он предлагал протестантам признать главенство папы римского и значение вселенских соборов, а католикам уступить в вопросах брака священников, причащения мирян и употребления в богослужении национального языка.

Так и не удалось Лейбницу реализовать проект церковной унии. Слишком много несогласных, не готовых идти на компромисс, да и общество, вероятно еще не было готово к слишком прогрессивной идее для того времени.

Свое мнение о Боге и природе вселенной Лейбниц описывает в трактате «Теодиция» («Богооправдание»), в котором он рассматривает причины и природу существования зла во вселенной и оправдывает Бога за существование зла.

Лейбниц указывает, что наличие зла является необходимым условием для существования блага. Суть в том, что всему созданному, как таковому, принадлежит несовершенство в каком-либо отношении. Тем самым он пытался доказать, что наш мир есть наилучший из возможных миров.

Лейбниц говорит следующее: «Если поэтому Бог делает выбор, то это происходит на основании лучшего, а когда человек делает выбор, то он склоняется на ту сторону, которая произвела на него сильнейшее впечатление».

ПОКРОВИТЕЛЬСТВО НАУКАМ. ЗНАКОМСТВО С ПЕТРОМ I.

«Покровительство наукам всегда было моей главной целью, – писал Лейбниц, – только недоставало великого монарха, который достаточно интересовался бы этим делом».

В начале XVIII Лейбниц находится в зените своего успеха. Известный ученый, философ и математик, он пишет трактаты, издает свои труды, участвует в урегулировании политических вопросов. Именно он помог прусской королеве Софии-Шарлотте во время войны за испанское наследие заключить соглашение между Пруссией и Брауншвейг-Люнебургом. Это помогло избежать нападения Францией и южными землями Германии на Пруссию.

Долгое время Лейбниц вынашивал план основать немецкую академию наук. Выбор пал на Берлин. После смерти герцога Эрнста Августа отношения с его преемником были натянутыми. Георг I не ценил Лейбница и относился к нему, как к обычному придворному мелкому чиновнику. Внучка Эрнста Августа София-Шарлота вышла замуж за бранденбургского курфюрста Фридрика III (будущего короля Пруссии). После смерти Эрнста Августа отношения между Ганновером и Бранденбургом стали улучшаться, чем и воспользовался Лейбниц.

Несмотря на то, что Фридриха III мало интересовали вопросы науки и просвещения, все-таки ему понравилась идея Лейбница, и в 1700 году была основана и открыта академия наук в Берлине. Первым президентом академии стал сам Готфрид Лейбниц.

Но Лейбниц решил не останавливать свой взор только на Германии.

Прорубив окно в Европу, Петр I вызывает интерес у западных стран. С этих пор Россию всё больше признают европейским государством, участвующим в делах западных государств. Лейбниц предвидел будущую роль России. По его словам: «Ей суждено сделаться посредствующим звеном между двумя мирами, западными и восточными». Он считал, что прогресс человеческого общества большего всего зависит от личной инициативы государей. Немецкий ученый верил, что с возрождением России настанет закат турецкого господства. Россия представляла для Лейбница интерес, он собирал различные факты и сведения о ней. Он лично хотел заняться преобразованием России в области просвещения и наук. А с другой стороны, как и многие на Западе, опасался России и ее возрастающего могущества, которое могло быть направлено против западного мира. Тем более, когда началась Северная война со Швецией, такие опасения имели под собой основание.

Лейбниц долго искал встречи с Петром I. В конце 1690-х, когда русский царь приезжал в Германию, ему так и не удалось с ним свидеться. Лейбниц как предпринимал попытки сблизиться с великим реформатором, с членами его правительства, так и состоял в переписке с учеными, которые жили в России (Витзен, Спарвенфельд) или состояли на русской службе (Урбих, Гюйссен).

Первая встреча Лейбница и Петра I состоялась в 1711 году в Торгау на свадьбе царевича Алексея и Шарлотты Вольфенбюттельской. Подробности этой аудиенции неизвестны. Однако изначально план немецкого ученого по продвижению наук в России включал две цели: привлечь в Россию умных и разбирающихся иностранцев, а также обучать у себя в стране людей.

Следующая встреча состоялась в 1712 году в Карлсбаде. Здесь Лейбниц преследовал уже не только научные цели, но и политические. Ему была поручена роль дипломатического посредника в примирении двух императорских домов – Австрии и России. Хотя политическая миссия прошла без успеха, Петр I принимает Лейбница на русскую службу и поручает ему проект по судоустройству и законодательству.

Однако, несмотря на то, что встреча с русским императором прошла успешно, в течение нескольких лет Лейбниц не получал от русского государства ни жалованья, ни ответов на свои письма. А без сведений и информации он не мог приступить к выполнению поручения.

Последняя встреча Петра I и Лейбница состоялась в Пирмонте в 1716 году за несколько месяцев до смерти немецкого ученого. По словам историков именно эта встреча убедила русского императора открыть академию наук в Санкт-Петербурге. К несчастью, Лейбниц этого не застал. И все же, долгие попытки и стремления Лейбница к просвещению и развитию наук в России не остались безрезультатными.

Лейбниц – знаменитый европейский философ, ученый, мыслитель и математик. Его отличали исключительно широкий кругозор, широта исканий, диапазон деятельности и богатство идей. Он занял прочное место в истории науки и философии. Лейбниц считал, что судьба человека – в счастье, «в непрерывном движении вперед к новым усладам и новым совершенствам…»

Последние его годы жизни в Ганновере были сложными. Натянутые отношения с Георгом I перешли в официальное порицание, он был назван человеком, которому не следует верить. Он заболел неожиданной болезнью и скоропостижно скончался. Когда его хоронили, проезжавший мимо возмутился: «Его похоронили не как славу страны, а как разбойника». Спустя какое-то время его память почтила Парижская академия наук. В своей речи Бернар Ле Бовье де Фонтенель признал Лейбница одним из величайших ученых и философов всех времен.

Алла Иванова

Автор – Алла Иванова

Статьи по теме:

Крестный отец русского балета – Сергей Павлович Дягилев (1872-1929)



Хотите сделать следующий шаг в карьере и жизни?

Руководите командой по юридическим, комплаенс вопросам или связям с государственными органами?

Обязательно присоединяйтесь к Legal Executive Assembly, четвертой неформальной встрече топ-менеджеров крупнейших компаний России.

Вас ждет новое полезное и зажигательное неформальное событие!

1-3 октября 2020 года. Radisson Resort, Завидово

Найдем ответы на вопросы:

✔ Как эффективно анализировать и совершенствовать операционные процессы вашего подразделения? Как создавать shares services center из кросс-функций и управлять им? Как повысить ценность функции для внутренних клиентов?

Как выстраивать эффективные отношения с собственниками и CEO компании? Что они ожидают от топ-менеджеров и как контролируют? Как разрешать конфликты? Как усилить влияние на их решения? Какие каналы коммуникации выбрать?

✔ Что помогает топ-менеджерам быть эффективными и оставаться в ресурсе? Как повысить осознанность и управлять эмоциями? Как балансировать профессиональными и личными интересами, разумом и сердцем?

✔ Как и какую карьерную траекторию выбрать? Как расширить зону ответственности, поменять индустрию и сферу деятельности? Как решиться на нестандартный переход? Какие инструменты использовать, чтобы решиться на перемены?

Детали программы, видео и фото предыдущих мероприятий на сайте Legal Executive Assembly 2020.



Предыдущая статьяСколько зарабатывают директора по правовым вопросам? Обзор 2020
Следующая статьяВлияние кризиса на российских работников