Аудитория социальной сети Telegram демонстрирует всё возрастающий интерес к каналам, которые легко и увлекательно освещают узкоспециализированные темы. Их авторы становятся «тысячниками» и успешно продвигают свой личный бренд либо бизнес в онлайн. Редакция The Paragraph Magazine попросила Андрея Григорьева, автора канала «Банкротный волк», одного из самых популярных каналов о юристах, для юристов и не только рассказать о том, как создавалось его медиа, а также поделиться с нашими читателями опытом перехода из работы по найму в предпринимательство.

В каком году вы пришли в Telegram? Вкладывали ли вы средства в раскрутку на первоначальном этапе и вкладываете ли вы в рекламу сегодня?

Ещё в далёком 2018 году я завел свой первый канал «Сделано для юриста». Первоначально это было моим своеобразным высокотехнологичным хобби и, одновременно, способом не отстать от юридической жизни в России во время моей жизни и учёбы в Австрии. Затем, по возвращении в Россию, я устроился «в найм» и немного забросил ведение канала. В скором времени я создал второй канал «Банкротный волк», с помощью которого преследовал схожую цель – быть в тренде судебной практики. В то время я работал по направлению государственно-частного партнёрства, но при этом не хотел отстать от трендов в банкротстве. Название я придумал по аналогии с фильмом «Волк с Уолл-Стрит», поскольку то, что происходит в банкротных делах отчасти напоминает мне авантюры главного персонажа этого фильма.

Андрей Григорьев, «Банкротный волк»

После этого я уволился из государственно-частного партнёрства и переехал в Москву в свою любимую сферу банкротства. Как вы понимаете, у меня резко возросло количество тем, о которых можно было написать в «Банкротный волк» и канал заиграл новыми красками. Появилось много постов «изнутри» банкротных процедур, с максимальным практическим наполнением для читателей. При этом я вкладывал минимальные средства в раскрутку каналов, поскольку на тот момент не было понимания дальнейшей их монетизации.

Наконец в 2020 году я вновь отправился в «свободное плавание» и активно продолжил развивать оба канала, поскольку появилось больше свободного времени. Общее число подписчиков сейчас уже более 7 000 и продолжает развиваться. А монетизация происходит уже не только через рекламу, но и благодаря первым заявкам клиентов.

Насколько сегодня популярно то направление, которым вы занимаетесь в юриспруденции?

Я специализируюсь на банкротстве и субсидиарной ответственности. Сейчас это одно из самых актуальных направлений в практической деятельности юриста. Однако, несмотря на кажущуюся привлекательность, в эту сферу не так легко попасть.

Этому есть объективные причины: как правило банкротство является проектом, комплексной услугой по сопровождению процедуры от должника или кредитора. Зайти в процедуру с улицы сложно. Все проекты ведутся командой специалистов, включая арбитражного управляющего. Клиенты должны понимать компетенцию и наличие команды, а не отдельного юриста. Поэтому начать работать в этой сфере проще всего по найму, чтобы получить опыт и видение процедуры изнутри и только потом начинать работать на себя или создавать свою команду.

Сейчас у меня сформирована такая команда людей, включая финансовых аналитиков, которая позволяет вести проект «под ключ», работая как на кредитора, то есть на возврат долга, в том числе за счет активов должника, так и на должника, то есть на законное списание долгов в процедуре банкротства.

Клиенты приходят абсолютно разные, начиная от компаний с оборотом от 1 млрд. рублей, заканчивая физическими лицами, которые выкупили на торгах по банкротству право требования к организации и хотят попробовать привлечь к субсидиарной ответственности учредителя или директора.

Как произошёл ваш переход из сотрудника по найму в предприниматели? Какие позитивные и негативные моменты вы можете вспомнить, когда говорите о работе на себя?

Я изначально начинал работать на себя ещё во время получения образования, ведь в 2003 году для представления интересов в суде диплом был не нужен. Потом было и создание своего консалтинга, и работа по найму, и выбор своей специализации, который произошел как раз благодаря работе по найму. Её ключевое преимущество было в том, что тебя могут сразу же с первых дней загрузить работой именно в той сфере, которую хочется попробовать. Если коллектив сильный и опытный, то у тебя появляется возможность в кратчайшие сроки научиться всему у старших партнеров. А потом сделать выбор: остаться в найме или уйти.

Работа в найме дает неоценимое преимущество для будущего юриста или юриста-предпринимателя: увидеть изнутри бизнес-процессы, получить опыт общения с клиентами, опыт выстраивания взаимоотношений с сотрудниками. В последствии это дает возможность не изобретать велосипед и не наступать на грабли. Поэтому мой совет тем, кто видит себя потенциально управляющим партнёром собственной фирмы: для начала стоит устроиться наёмником в одну из лучших фирм города.

А для того, чтобы понять, способен ли ты работать на себя, есть простой тест, который можно пройти еще во время обучения. Он состоит всего из одного задания: найти себе клиента клиента с улицы. Неважно какого, и неважно, каким способом. Когда найдёте первого клиента, повторяйте этот тест еще несколько раз для того, чтобы убедиться, что первый клиент — это не случайность.

Если вы будете в состоянии находить себе клиентов и воспроизводить этот навык неоднократно, то после окончания вуза стоит идти работать по найму. Вернутся к частной практике всегда успеете.

При этом принимая решение о работе на себя вы должны трезво оценивать свои способности и возможности, а также иметь определённый склад ума и характера. Первые эмоции, которые будут сопровождать вас при таком выборе это страх, неуверенность в завтрашнем дне, иногда даже отчаяние. Есть хороший способ совершить такой переход наиболее безболезненно – найти работу или работодателя с частичной занятостью или лояльным отношением к работе на себя. Тогда вы сможете уходить постепенно: как только стабильный уровень дохода от своих клиентов превысит размер оплаты наемного труда.

Сколько человек в вашей команде? Как долго она формировалась? На каких условиях вы работаете с коллегами – они аутсорсеры и независимые консультанты или же вы их нанимаете в штат?

В моей команде «плавающее» количество людей. В зависимости от сложности и величины проекта число задействованных специалистов может достигать пятнадцати и более человек. При этом костяк команды – это 5 человек. Сотрудничество выстроено очень гибко, так как опыт пандемии показал, что физическое присутствие в офисе или даже в городе ведения проекта совсем не обязательно, чтобы выигрывать дела. Конечно, в некоторых случаях желательно быть доступным в «зоне действия» процедуры банкротства постоянно. Но, с учётом географии наших клиентов и основных проектов (Москва и Петербург,) расстояние преодолевается за 3 часа. Впрочем, мой опыт работы в регионах (Казань, Самара, Краснодар, Оренбург, Новосибирск, Иркутск) позволяет и там достаточно оперативно решать проблемы клиентов. Опять-таки нетворкинг, постоянное взаимодействие с коллегами, расширение сети контактов позволяет при необходимости выбрать и привлечь наилучшего специалиста в регионе или просто передать непрофильного клиента в надёжные руки.

Андрей Григорьев, «Банкротный волк»

Как управлять удалённой юридической командой? Какие ИТ-инструменты вы используете в работе над проектами?

Сейчас интернет предоставляет все возможные способы для взаимодействия с полностью децентрализованной командой. Проблема остается одна, и она такая же как в офлайн – человеческий фактор. Если сотрудник не собран, не очень ответственен, то даже ежедневное нахождение с ним в одном офисе не поможет это исправить. Точно так же это касается и руководителя. Скажу даже больше – интернет позволяет острее и быстрее увидеть собственные ошибки и недоработки, такие как недостаток контроля, системности, пробелы в компетенциях руководителя.

Если говорить о конкретных инструментах, то это Zoom, Notion, облачные хранилища данных, Telegram. При этом безусловно важным остается надёжность хранения и конфиденциальность данных клиентов.

Расскажите о самом крупном проекте, который вы реализовали, будучи предпринимателем. 

Банкротная сфера накладывает свою специфику на степень публичности судебных процессов. Не все клиенты жаждут раскрытия информации о кейсах, в которых участвовал их представитель. Когда мне задают подобные вопросы, я скромно отвечают, что занимаюсь банкротством людей из списка Форбс. Если же говорить о цифрах Реестра требований кредиторов, то мы участвовали как в проектах, где объем требований кредиторов составлял всего несколько миллионов, так и в делах, где реестр требований исчисляется сотней миллиардов. И, поверьте, сложность юридических вопросов, которые приходится решать, совсем не зависит от этих сумм.

Как поменяется рынок юридических услуг в РФ в связи с происходящими событиями – на ваш взгляд?

Рынок безусловно поменяется. Взять хотя бы так называемый исход ильфов, который на самом деле и не исход вовсе, а лишь декларативная видимость и выход с рынка брендов, но не команд. Безусловно часть коллег воспользуется релокацией, но думаю, что это будет лишь небольшая часть.

Также на мой взгляд поменяются актуальные практики. Больше запросов будет по антикризисным мерам, сопровождению ВЭД в новых реалиях, уголовные практики тоже пополнятся новыми делами. Без сомнения банкротство будет всё также востребовано, несмотря на временный мораторий.

Главное сейчас «не застывать» в состоянии стресса и шока и не потреблять бесконтрольно негативную информацию, а искать новые возможности и подходы в работе с клиентами.


Все топовые инхаус юристы, комплаенс и GR директора России и СНГ соберутся 15-18 сентября на Executive Assembly Rebirth.

Каждая новая Ассамблея – это новая планка для нас, и мы хотим, чтобы этот long weekend в будущем вы вспомнили с благодарностью.

ФОРМАТ

  • Уникальные обучающая и развлекательная программы
  • Разбор реальных кейсов, тренинги, TED-выступления
  • Нетворкинг и игра «Квиз, плиз!»
  • Музыка, фитнес и мультимедиа

ТЕМЫ

  • Как найти опору и где взять ресурсы лидеру
  • Как управлять командами и задачами в чрезвычайной ситуации
  • Как выстроить процессы в контролируемой лидером функции в турбулентное время
  • Как понимать истинную мотивацию других и договариваться с ними

Нестандартный формат, оригинальный подход и интересные локации. Сочные эмоции, яркие впечатления и бесценные инсайты. Даже самые искушённые гости отмечают высокий уровень организации наших мероприятий. Здесь вас ждут реально крутые спикеры и действительно полезный багаж знаний, инструментов и навыков.

Ассамблея пройдёт с 15 по 18 сентября в Arthurs Spa Hotel by Mercure.

Регистрируйтесь прямо сейчас.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Frame-39-SENTYABR-1024x171.png

Приглашаем юристов, комплаенс и GR профессионалов в наши новые каналы коммуникации.

  1. Телеграм канал The Paragraph Magazine by Legal Talents – сообщество лидеров юридических, корпоративных, комплаенс и GR команд. Здесь рассказываем обо всём, кроме изменений законодательства
  2. Телеграм канал Legal Talents – Вакансии и резюме
  3. Личный канал Ольги Демидовой (юридический хедхантер и карьерный консультант) LegalHolic
  4. Подбор сотрудников и поиск работы. Если вы ищете людей к себе в команду или вы кандидата в поиске работы, пишите на [email protected]
  5. Подписка на нашу E-mail рассылку
  6. Сайт The Paragraph Media
  7. ВК группа Legal Talents
Предыдущая статьяКадровые новости. Петр Максимов
Следующая статьяПонять, а не менять