Тема бионической архитектуры и бионики в дизайне занимает умы. Даже люди, далекие от архитектурных вопросов, всегда с интересом реагируют на эти темы, обсуждают их – большие необычные формы интересны, как для ребенка игрушки. А когда ты можешь представить себе, что в сказочном доме жили и живут вполне реальные люди, или, может быть, приходят туда как в будничный офис или библиотеку, или
При этом бионика, или органическая архитектура – понятие, объединившее не одного архитектора, причем объединившее очень условно. Если разбираться подробно, все эти мастера очень разные, и природа архитектурных форм, которые они создали и создают – тоже разная.
Википедия говорит нам, что Архитектурная бионика – также био-тек, — архитектурный стиль, основанный на использовании в архитектуре принципов бионики — прикладной науки о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы. То есть архитектурные сооружения строятся на принципах природного формообразования. Важно, что бионика базируется на стремлении создать максимально гармоничные для людей пространства и формы, не имеющие жестких углов и ограничений. При этом эстетическое впечатление тоже плотно сопряжено с восприятием архитектурных объектов как природных элементов.
Перечислить всех архитекторов, коснувшихся бионики в своем творчестве довольно сложно, тем более что у многих, даже архитекторов с мировой известностью, только одно-два здания однозначно можно отнести к бионической архитектуре, а прочие творения имеют только отдельные черты, либо вообще никак не связаны с этим направлением. При этом существует огромное количество бионической виртуальной архитектуры, являющееся формотворчеством, не подкрепленное никакими реальными разработками – только визуальные образы, по сути представляющие собой гигантские скульптуры, по смыслу условно привязанные к архитектуре.
Трехмерное моделирование сейчас развито и позволяет визуализировать любые формы, создавая очень красивые, но часто оторванные от реальности образы. Бионическая архитектура еще и очень дорога сама по себе и должна быть полностью оправдана в своем качестве, чтобы быть реализованной. Интересно рассмотреть творчество архитекторов, работы которых однозначно и последовательно связаны с бионикой, построены и успешно используются людьми по прямому назначению. Рассмотреть и сравнить – ведь все они очень разные при кажущейся общности и принадлежности к определенным стилистическим решениям.
ЛЕ КОРБЮЗЬЕ
Примечательно, что на некоторых из затронутых тематикой бионики архитекторов (Нимейер, Калатрава) очень большое влияние оказало творчество Ле Корбюзье, который был пионером архитектурного функционализма и модернизма, и проекты которого стилистически кажутся очень далекими от направления био-тек. Тем не менее, принципы, заложенные Ле Корбюзье – максимальное освобождение внутреннего пространства, обилие геометрических форм, использование свойств бетона в решениях эстетики – оказали влияние в дальнейшем и на откровенных певцов бионики, раскрыли возможности более свободно смотреть на архитектуру, ломая традиционное восприятие архитектуры.
Надо отметить, что в одном проекте Ле Корбюзье, не характерном для него, но очень запоминающемся мы можем увидеть черты бионики – это Капелла Нотр-Дам-дю-О в городе Роншам. Здесь можно увидеть природные плавные неправильные формы, реализованные в бетоне, цветном стекле. В дальнейшем Ле Корбюзье вернулся к геометрии.
НИМЕЙЕР
Оскар Нимейер – архитектор, который за свою 105-летнюю жизнь запроектировал более 600 зданий, в том числе новую столицу Бразилии, является одним из основателей современной латиноамериканской архитектуры, известным на весь мир.
Работы Оскара Нимейера не являются классическим образцом бионики в архитектуре. Но тем не менее этот архитектор, апологет монолитного железобетона, одним из первых начал перекладывать природные формы на архитектурные решения буквально.
Нимейер – скульптурный, очень пластичный, но при этом сдержанный и строгий. Его архитектура – это пластика монолитного железобетона, формы настолько проработаны, что к ним невозможно ничего ни прибавить, ни убавить. Архитектура Нимейера ассоциируется с крупными массами, не имеющими возможности быть мелко детализированными, как будто рассыпятся, если к ним прикоснуться, как пласты земли, вырезанные плугом. Оскар Нимейер часто упоминал, что вдохновлялся природой Бразилии – крупными природными формами – изгибами гор, извилистыми руслами рек. Это брутальные бионические формы, хотя у многих людей они вызывают ассоциации с космическими образами, что способствовало образованию легенд о его связи с «внеземными цивилизациями», что очень забавляло архитектора, он поддерживал все выдумки на данную тематику. Дополнительно это было подкреплено очень высокой работоспособностью, плодовитостью и долгожительством архитектора.
ХАДИД
Архитектор, который в первую приходит в голову при упоминании бионической архитектуры – это безусловно Заха Хадид, ирако-британский архитектор арабского происхождения, занявшая устойчивое место в мировой истории архитектуры. Яркая личность, самобытный архитектор и дизайнер, имя которой сегодня слышал практически каждый, если не в связи с архитектурой, то в упоминаниях тематики промышленного дизайна и fashion индустрии.
Формы произведений Захи Хадид завораживают. Не считая ранние работы, эти формы текучие, очень четкие. Безусловно ее архитектура имеет бионическое начало, и архитектор всегда связывала здания со средой, в первую очередь учитывая природное окружение, если оно было четко выражено. Но математическая четкость и чистота изгибов вызывают также сильные ассоциации с объектами внеземного происхождения, такие своего рода футуристические формы, наполненные энергией.
Архитектура Хадид – что важно и характерно – это и параметрическая архитектура, многие здания Хадид просчитаны в программах именно с точки зрения математических алгоритмов. Благодаря этому сложнейшие формы доступны для физической реализации. При этом здания Хадид – очень скульптурные, большой процент формы отдан для создания визуального эффекта, а не для непосредственной эксплуатации, что делает эти здания очень дорогими. Тем не менее, это однозначно архитектура будущего – энергия, заложенная в проектах, запущена далеко вперед, эти здания «заряжены» далеко не на один год.
Формы зданий Хадид – похожи на некую биомеханику. Сложно воспринимать их как статичные природные организмы, они слишком элегантны и продуманы – есть ощущение именно материализованной точной мысли, а не подсмотренной природной формы, отраженной в архитектуре. Поскольку великих женщин-архитекторов немного, то автоматически возникает вопрос – насколько эта архитектура женская? Считается, что плавные, распластанные формы больше ассоциируются с женским началом, а именно это и характерно для Хадид. Если мерить степенью угловатости и направленностью форм – то да, женское в этих зданиях есть. Но от архитектуры Хадид есть ощущение жесткой продуманности, контроля и строгой четкости, что не отсылает к традиционному женскому началу, подразумевающему мягкость, органичность и тепло.
КАЛАТРАВА
После Захи Хадид хочется поговорить про еще одного очень впечатляющего архитектора. Сантьяго Калатрава – конструктор-архитектор, он сделал остов здания – его эстетикой, вытащил наружу движение, спрятанное обычно внутри. Его постройки очень динамичны, во многих базой является зафиксированный момент движения – птицы, человека. Архитектура Калатравы – элегантная и впечатляющая, футуристичная, ассоциируется с живыми существами, иногда антропоморфна. То, что Калатрава и скульптор, и инженер одновременно, позволяет ему воплощать в реальность многие непростые формы, созданные по сложным кривым. Спиральный небоскреб «Закрученный торс» в Швеции – это переложение античного «Дискобола», воплощенное через более футуристичную скульптурную трактовку самого Калатравы в здании. Это не единственная отсылка архитектора к телу человека – одно из зданий комплекса в Валенсии выполнено в непосредственной ассоциации с формой человеческого глаза.
В США Калатрава спроектировал крылатое здание Павильона Квадраччи музея Искусств Милуоки. Это не просто бионика, но и кинетическая архитектура: над сложным, пластичным зданием парят огромные крылья весом в 110 тонн, которые приводятся в движение в зависимости от погодных условий. Музей «взмахивает» крыльями несколько раз в день, создавая внутри комфортный микроклимат, затеняя или наоборот открывая свету внутреннее пространство.
ГАУДИ
Говоря о бионической архитектуре, чаще всего футуристичной, нельзя упустить еще одного Мастера, совсем другого, но однозначно представляющего бионическое направление. Архитектура Антонио Гауди – это органическая архитектура, он буквально подражал природе в своих творениях. Все его здания и декор отражают земные природные формы, здания как-будто произрастают из земли. Это касается и светских зданий Гауди, и Саграда Фамилия.
Декоративность и сложность линий архитектор черпает из природы. Криволинейные формы творений Гауди тоже очень сложные и точные, как и у Хадид, но от них нет “вкуса” высокотехнологичных неземных созданий. И здания, и малые архитектурные формы, спроектированные Гауди, создают очень теплую атмосферу, и при этом наполнены жизнью, но жизнью как-будто заснувшей. Здания пронизаны декором, они будто созданы из него целиком. В то же время в них и нет ярко выраженного движения, как у Калатравы или Захи Хадид – здания Калатравы как тело перед рывком, замершее и наполненное спрессованной энергией, в зданиях Хадид энергия перетекает и струится.
Сооружения Калатравы, большие и малые, выросли из земли и замерли в своем раскрытии. Они статичны в завершенности развития. В то же время Гауди не скрывает рукотворности своей архитектуры, он использует много элементов архитектуры различных периодов и из разных точек земного шара, перемешивая их с растительными формами. Он будто волшебник, который вырастил волшебные дома, посадив в сырую землю волшебное семечко.
Автор: Елена Алабужева
Архитектор, основатель ООО “Архитектурная мастерская 1.618”
Все топовые инхаус юристы, комплаенс и GR директора России и СНГ соберутся 26-29 мая на Executive Assembly Rebirth в Arthurs Spa Hotel by Mercure.
ТЕМЫ
- Как найти опору и где взять ресурсы лидеру
- Как управлять командами и задачами в чрезвычайной ситуации
- Как выстроить процессы в контролируемой лидером функции в турбулентное время
- Как понимать истинную мотивацию других и договариваться с ними
Нестандартный формат, оригинальный подход и интересные локации. Сочные эмоции, яркие впечатления и бесценные инсайты. Даже самые искушённые гости отмечают высокий уровень организации наших мероприятий. Здесь вас ждут реально крутые спикеры и действительно полезный багаж знаний, инструментов и навыков.
Регистрируйтесь прямо сейчас.
Коллеги, приглашаем всех юристов, комплаенс и GR профессионалов в наши новые каналы коммуникации.
- Телеграм канал The Paragraph Magazine by Legal Talents – сообщество лидеров юридических, корпоративных, комплаенс и GR команд. Здесь рассказываем обо всём, кроме изменений законодательства
- Телеграм канал Legal Talents – Вакансии и резюме
- Личный канал Ольги Демидовой (юридический хедхантер и карьерный консультант) LegalHolic
- Подбор сотрудников и поиск работы. Если вы ищете людей к себе в команду или вы кандидата в поиске работы, пишите на [email protected]
- Подписка на нашу E-mail рассылку
- Сайт The Paragraph Media
- ВК группа Legal Talents