Люди неравнодушны ко всему тайному и загадочному. Так уж они устроены. Особенно если речь идет об искусстве, приправленном нотками юридической пикантности. Книга Доминика Смита «Последняя картина Сары де Вос» как раз об этом. События развиваются вокруг картины, которая приносит несчастье – ни один из ее владельцев не прожил дольше 60 лет.  А само полотно представляет немалый интерес для любителей Золотого века голландской живописи. Роман повествует о крайне остроумном похищении произведения искусства под названием «На опушке леса».  Читаем в оригинале вместе с Юлианной Вертинской.

Автор книги поясняет, что вымышленный персонаж, обобщающий несколько образов. Доминик Смит поставил перед собой задачу во чтобы то ни стало пролить свет на имена и творческий бэкграунд Сары ван Баалберген, после которой, увы, не осталось работ и Джудит Лейстер, которая безмолвно забыта на 200 лет, а многие ее картины атрибутированы ее мужу Франсу Халсу. Сара де Вос – собирательной образ женщин-художниц Золотого века голландской живописи, которые наравне с мужчинами включены в состав Гильдии святого Луки – цехового объединения художников, скульпторов и печатников. По сюжету, без мужа, решившего бежать от непомерных долгов, без ребенка, ушедшего из жизни Сара де Вос ожидает вердикта о восстановлении ее членства в Гильдии святого Луки. В Амстердаме 1637 года не быть членом гильдии и оставаться профессиональным художником было невозможно. Для Сары восстановление в Гильдии жизненно необходимо: так она сможет погасить долги сбежавшего мужа и свои собственные. И она начинает рисовать, причем далеко не в том стиле, который был свойственен женщинам-художницам того времени.

Автор романа лихо перешагивает через три столетия. Так читатель оказывается в 1957 году в Нью-Йорке. Именно здесь происходит событие в духе аферы Томаса Крауна и лучших традициях детективного жанра. Картина «На опушке леса» Сары де Вос похищена. Примечательно, что практически в тот же день, русские отправили собаку в космос. Странно, зачем автор романа вводит «русский след» и описывает безответственное отношение русских к собакам в космосе… Но сосредоточимся на реально интересных и важных вещах. Картина похищена из пентхауса успешного партнера юридической фирмы Марти де Грута. Этот представитель «старых денег» получил солидное наследство, включающее картину Сары де Вос, которую его предок купил 300 лет назад непосредственно в Гильдии Святого Луки в Голландии. И это единственная сохранившаяся картина Сары де Вос. Преступление совершено в разгар благотворительной вечеринки в квартире Марти и его жены. Как только гости разошлись успешный адвокат обнаружил подмену – его семейная реликвия заменена на качественную подделку, которая продолжает висеть над его кроватью. Впрочем, не будем раскрывать интригу расследования этого остроумного преступления.

Следом Доминик Смит рассказывает о профессиональном реставраторе картин Эшли, которая ко всему прочему зарабатывает деньги, копируя полотна известных мастеров. Переключившись на изучение истории искусств, девушка выбирает крайне неоднозначную тему для своих исследований. Действительно, зачем изучать «мрачный» голландский след в искусстве, и, уж тем более, роль женщин в нем.

В 2000 году Эшли покидает Нью-Йорк и возвращается в родной Сидней, где решает устроить выставку женщин-художниц Золотого века голландской живописи. Ведя переговоры и договариваясь об экспонировании картин она с ужасом обнаруживает, что и оригинал, и подделку из дома Марти де Грута вскоре доставят в Австралию… Дальше интрига развивается самым стремительным образом.

Места, имена и события книги переплетены самым загадочным образом. В годы нью-йоркских исследований Эшли посвятила немало времени жизни и творчеству Сары де Вос.  Марти де Грута назначает Эшли встречу – он хочет посетить аукцион под предлогом создания фамильной коллекции. Автор мастерски встраивает в повествование исторические артефакты разных периодов и пикантные подробности рынка искусства. Например, почему аукционные дома выбирают ведущий торгов преимущественно из британцев, швейцарцев или бельгийцев? Оказывается, все дело в акценте, ведь правильный тембр голоса и произношение помогают лучше продавать произведения искусства.

В книге можно почерпнуть достоверные знания о картинах с точки зрения геологического процесса. У художественного слоя полотна есть несколько различных пластов, каждый из них уникален и выполняет важную роль. У всех картин своя «археология». Читая роман, можно сделать и другие, не менее интересные открытия, а главное насладиться нетривиальным историческим сюжетом.

 

Автор Юлианна Вертинская