Ежегодная дискуссионная сессия Объединения Корпоративных Юристов в рамках Петербургского Международного Юридического Форума, которая в 2018 году называлась “Эволюция юридической профессии: от буквы к цифре”, как обычно, собрала полный зал заинтересованных участников. Аншлаг, живая дискуссия и вовлеченность всех, присутствующих в зале – характерные особенности мероприятий ОКЮР.
Дискуссионная сессия, в которой приняли участие ведущие руководители правовых департаментов крупнейших российских предприятий и корпораций, представители бизнеса, стала оптимальной площадкой для обмена опытом по вопросам компетенций юристов в условиях цифровизации.
Сессию модерировала Юлия Бондаренко, Советник по правовым вопросам по коммерциализации новых продуктов в регионе Латинская Америка и Канада «Филип Моррис Глобал Сервисез Инк». Она поприветствовала участников в зале и наблюдающих сессию дистанционно юристов Воронежа, Волгограда, Йошкар-Олы.
В дискуссии выступили Руслан Ибрагимов, Вице-президент по корпоративным и правовым вопросам ПАО «МТС», Игорь Дроздов, Председатель Правления Фонда «Сколково», Игорь Кондрашов, Вице-президент – Директор правового департамента ПАО Сбербанк, Александра Нестеренко, Президент Ассоциации “НП “ОКЮР”.
Выступающие ставили перед собой высокую планку: установить стандарты прогрессивного лидерства в становлении юристов нового «цифрового» поколения и определить основные направления развития компетенций юристов, необходимых для принятия вызовов стремительно развивающейся цифровой экономики.
«Цифровые навыки расширяют классические компетенции, – высказал свое мнение Игорь Кондрашов. – Юристы, математики и программисты – это новый кадровый состав Правового департамента. На наших мониторах все чаще появляется программный код».
Спикеры и участники дискуссии обсудили основные вызовы нового времени и их решение. Как и в большинстве процессов, цифровизация имеет и «обратную сторону» – множество проблем и угроз, часть которых предстоит преодолеть с помощью юристов. Прежде всего, речь идет о создании уникального законодательства, а, возможно, также и в пересмотре или дополнении существующих не одно столетие правовых теорий и конструкций. Кроме того, необходимо оценить «пригодность» устоявшихся правовых институтов и норм, либо разработать новое регулирование отношений, возникающих в цифровом пространстве и в виртуальной реальности, которая, по мере развития технологий, будет создавать альтернативный мир.
Для целей прозрачности взаимодействия лиц в режиме on-line юристам предстоит разобраться с вопросом удаленной идентификации и необходимости создания «цифровой личности». Остро стоит вопрос о необходимости правового регулирования финансовых и иных инновационных технологий: программ с искусственным интеллектом, роботов, технологии блокчейн и т.д. Необходимо также определить статус некоторой информации, в частности, больших данных. Подготовка нового законодательства требует системного и критического подхода к некоторым классическим правовым теориям и конструкциям для возможности создания максимально приемлемого правового регулирования, смелости в создании, по мере необходимости, нового, а не попыток «прогнуть» реальность под существующие правовые конструкции.
Нельзя не отметить и другую важную роль юристов, которая, по мере развития технологий, будет только расти – участие в процессе создания ИТ- продуктов, автоматизирующих правовую работу. Дискуссии о том, смогут ли машины в будущем полностью заменить юристов, ведутся уже не первый год, однако уже сейчас очевидно, что все типовые процессы будут в ближайшие годы автоматизированы, на рынке уже сегодня существует множество решений, выполняющих рутинную правовую работу: составление договоров, иных документов (исковые заявление, жалобы и т.д.) и их направление в органы власти и организации, дача несложных правовых консультаций, ведение статистического учета, осуществления проверки контрагентов и т.д.
В то же время, по мнению Игоря Дроздова, «работа юриста не может быть автоматизирована в полной мере. Какие-то рутинные операции, связанные, например, с простыми потребительскими договорами, могут быть описаны через алгоритм. Во многих несложных жизненных ситуациях количество споров и неисполнений может уменьшиться за счет автоматизации и тем самым освободить юристов от этой работы. Но в более серьезных юридических ситуациях вряд ли получится обойтись без юриста. Можно создать машины, которые будут давать качественные консультации: IBM Watson уже доказал, что абсолютно реально обучать машину, как если бы она была студентом университета, и она способна пройти весь курс обучения и получить все необходимые знания даже в гораздо более короткие сроки. Но право все равно не алгоритмизируется полностью. Это живой организм, и в нем в хорошем смысле есть место для субъективизма. Поэтому в ближайшей перспективе я не вижу предпосылок для того, чтобы у юристов стало меньше работы. Другое дело, что современных юристов нужно подтолкнуть к тому, чтобы они тоже овладевали современным технологиями в повседневной жизни».
Александра Нестеренко, президент Объединения Корпоративных Юристов, отметила проблемы — «болевые точки», которые волнуют корпоративных юристов:
«Первая точка — убедить руководство компаний, что автоматизация правовой работы окажется эффективной. Внедрение автоматизированной системы обычно требует достаточно больших расходов. И юристы должны доказать, что в итоге внедрение автоматизированной системы расходы снизит.
Вторая точка — разное понимание автоматизации. Какие-то компании считают автоматизацией составление типовых договоров и размещение их на внутреннем правовом портале, а какие-то — создание мобильного приложения, в котором собран весь объем документов компании.
Третья точка — работа с поставщиками услуг автоматизации. Зачастую они предлагают так называемые «коробочные решения» — готовые решения, которые впоследствии поставщики не готовы дорабатывать под конкретные задачи. Здесь же опять возникает вопрос оценки цены, качества и выгоды от продукта.
Четвертая точка — несовместимость внутренних систем компании с новыми программными продуктами. Проблема встраивания систем автоматизации правовой работы в работающую систему компании сегодня также является актуальной».
Александра Нестеренко подчеркнула, что ОКЮР помогает юристам быть в авангарде цифровой деятельности. Юристы — члены ОКЮР на площадке Объединения собирают актуальные проблемы цифровой юридической отрасли и стараются их разрешать, обмениваясь опытом.
«Повсеместная цифровизация бросает вызовы и юридической профессии. В первую очередь, речь идет о необходимости эффективной работы в условиях временной правовой неопределенности, разработки в ускоренном темпе уникального законодательства и изменения образовательных программ. В такой «переходный» период особую ценность приобретают фундаментальные научные юридические знания в сочетании с soft skills, – считает Руслан Ибрагимов. – Трансформируется современный бизнес, и, как следствие, предъявляются новые требования к компетенциям корпоративных юристов. Бизнес-ориентированность и agile-подход, знания информационных технологий и инноваций, включая зарубежный опыт – минимальный набор требований, на который необходимо ориентироваться современным юридическим департаментам».
Роль юриста в создании ИТ- продуктов, осуществляющих правовую функцию, является ключевой, он – «сердце» всего «организма». Именно знания специалиста в области юриспруденции позволят «написать» ключевое наполнение программы и создать совместно с программистами необходимые логичные алгоритмы ее работы.
Так каким должен быть современный юрист? В процессе дискуссии озвучивались шесть кластеров компетенций: умение взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми, критическое мышление и решение проблем (умение корректно оценивать и анализировать факты и утверждения), обучаемость и открытость новому, инновационность и креативность (здесь подразумевается в т.ч. смелость, готовность к творческому эксперименту и совершению ошибок), цифровые знания и навыки (умение понимать и использовать новые технологии).
Юлия Бондаренко подвела итог: «Стремительное развитие прорывных технологий и формирование «цифровой» экономики ставит перед корпоративными юристами вопросы о том, насколько набор традиционных компетенций бизнес-юристов является достаточным для, как минимум, поддержания роли юристов как стратегических бизнес – партнеров в таких быстро изменяющихся условиях. Передовым юристам компаний для закрепления их ведущей роли в формировании правового регулирования, способствующего развитию инновационных процессов, технологий и бизнес-моделей, необходимы новые компетенции».