Затянувшиеся нерабочие недели из-за коронавируса, самоизоляция, спад экономической активности, остановка многих бизнесов. Работодатели массово переводят сотрудников на дистанционную работу, на ходу «докручивая» IT поддержку и инфраструктуру. Те, у кого бизнес встал, отправляют людей в отпуска и простои. Помимо кризиса, люди массово переживают новый опыт: самоизоляцию. Но часть бизнеса продолжает работать и даже испытывает недостаток в персонале. Эксперты Kelly Services опросили более 3000 кандидатов о том, что происходит с ними и с их работой. Что делают работодатели, чтобы помочь своим сотрудникам пережить кризисное время? Как сотрудники видят свое будущее и что поменяют в своей карьере после кризиса?

В исследовании приняли участие мужчины (54%) и женщины (46%) из разных регионов РФ, большинство — из Москвы (54%) и Санкт-Петербурга (20%); другие регионы (26%). Большая часть опрошенных − кандидаты в возрасте от 26 до 33 лет (39%) и от 34 до 45 лет (37%). 12% − молодые специалисты в возрасте от 18 до 25 лет. Еще 11% −работники 46 – 65 лет, и менее 1% – 65 лет и старше. Половина (51%) опрошенных относят себя к специалистам. Другая половина — это начинающие специалисты (9%), линейные руководители (28%) и руководители высшего звена (12%).

Был ли у вас опыт удаленной работы до начала кризиса?

Опытом удаленной работы на постоянной основе до кризиса смогли похвастаться только 6% опрошенных.

Основная часть респондентов постоянно работали в офисе (64%), были заняты на производстве (15%), работали в магазинах (9%), торговых центрах, ресторанах и кафе (6%). Еще 6% работали с применением других форм занятости (разъездная работа, фриланс, вахтовый метод, др.).

Как изменилась ваша работа в связи с COVID-19?

43% опрошенных ответили, что работодатели частично или полностью перевели их на удаленную работу из дома, 25% продолжают работу в обычном режиме на предприятиях непрерывного цикла, 6% признались, что их рабочий график и доход сократили, 5% пришлось взять очередной или неоплачиваемый отпуск, 3% – отправили в простой с сохранением 75% оклада. 6% ответили, что потеряли работу в результате ситуации с коронавирусом (рис.1.). Самыми подготовленными к переходу на формат удаленной занятости оказались сферы ИТ/Телекоммуникации, Товары народного потребления (производство и продажа), Фармацевтика/ медоборудование, Онлайн ритейл, а также Финансы/инвестиции/страхование и Профессиональные услуги и консалтинг.

Рис.1. Как изменилась Ваша работа, в связи с COVID-19? (%)

Как ваша компания ведет коммуникацию с сотрудниками в период изменений?

Главным инструментом взаимодействия в условиях удаленной занятости является совсем не новый инструмент – электронная почта: 52% кандидатов получают информацию от руководства через нее. 43% работодателей используют внутренние корпоративные платформы. 35% проводят онлайн собрания на платформах zoom, teams, skype. А 22% кандидатов признались, что не получают от работодателей никаких коммуникаций по изменениям в компании (рис.2.).

Рис.2. Как Ваша компания ведет коммуникацию с сотрудниками в период изменений? (%, несколько вариантов ответа)

Согласно опросу, 63% кандидатов считают, что получают достаточно информации от работодателя и находятся в курсе последних изменений. При этом 19% отмечают, что у них много вопросов, на которые нет четких разъяснений работодателя, а 13% из-за отсутствия информации вообще не понимают, что происходит (рис.3.).

Рис.3. Достаточно ли вы информированы об изменениях, происходящих в вашей компании в связи с COVID-19? (%, несколько вариантов ответа)

Как изменилось ваше отношение к работодателю в течение кризиса?

Как только ситуация с коронавирусом пойдет на спад, очевидно, что многие работодатели столкнутся с «кризисом лояльности». Те же, кто вовремя сориентировался и смог взять ситуацию под контроль, смогут сохранить доверие к бренду и репутацию надежного работодателя. По результатам опроса, 38% опрошенных считают нормой, что работодатель заботится о своих сотрудниках. 30% опрошенных отметили, что благодаря действиям компании в кризисной ситуации, их лояльность увеличилась. А 23% респондентов признались, что их работодатель проявил себя не с лучшей стороны (рис.4.).

Рис. 4. Как изменилось ваше отношение к работодателю в течение кризиса?

Если кризис окажется затяжным?

Один из наиболее насущных вопросов, который волнует как работников, так и работодателей, – что произойдет, если кризис продлится долго? 37% сотрудников считают, что работодатель должен сохранить их рабочее место и доход несмотря ни на что, 34% рассчитывают на  сохранение  двух третей заработной платы  в случае простоя, 34% готовы рассмотреть переход на сокращенный рабочий график, 11% отпуск с сохранением рабочего места  (рис.5).

Рис.5. Если кризис окажется затяжным, какие меры сокращения издержек вы считаете справедливыми со стороны работодателей? (%, несколько вариантов ответа)

Что будет когда все закончится?

 Отвечая на вопрос о карьерных планах после кризиса, 61% респондентов рассматривают возможность остаться с текущим работодателем. Еще 16% планируют сменить работодателя и продолжить карьеру в той же индустрии, а 16% планируют сменить как работодателя, так и индустрию/профессию (рис.6).  Ожидаемо, что наибольшее количество работников, планирующих сменить работодателя и индустрию, отмечены в сферах Туризм/гостиницы/рестораны и Спортивные клубы/фитнес/салоны красоты.

Рис.6. Когда кризис закончится, что бы Вы предпочли?

«В сложившейся ситуации очень важно поддержать именно работодателей, чьи индустрии или направления были остановлены в связи с режимом самоизоляции. Размер субсидий работникам со стороны государства для таких работодателей во Франции и Нидерландах составляет 90%, в Швейцарии и Великобритании − 80%, в Ирландии и Португалии − 70%, в Германии − 60% от стоимости затрат на сотрудников, которые не могут продолжать свою работу в связи с текущим кризисом. Ведь если не помочь таким работодателям, то, после кризиса, многие из них просто исчезнут, и их сотрудникам будет некуда выходить на работу.  И тогда масса безработных наводнит рынок труда. Именно поэтому поддержка таких работодателей становится стратегическим приоритетом во многих государствах.

Второй важный аспект: около 60% сотрудников сегодня готовы на частичное сокращение своего дохода путем, например, ухода в отпуска и простои, чтобы помочь своим компаниям выжить, а себе − сохранить рабочие места. Компаниям нужно помнить об этом и активно использовать свои возможности по оптимизации рабочего времени своих людей.

Ну и последнее: по итогам самоизоляции можно сказать, что работа из дома оказалась не такой уж приятной и удобной для всех. Многие компании оказались вообще не готовы к поголовной диджитализации – сотрудникам не хватает компьютеров, мощностей, IT поддержки.  Мнение кандидатов разделились – те сотрудники, у которых созданы все условия для эффективной работы из дома будут готовы и дальше работать удаленно. А другие, у которых нет хороших условий для работы дома, а также не предоставлена инфраструктура и поддержка, будут рады вернуться в офисы и на предприятия.

Наша общая задача, работодателей, общественных организаций и, главное, государства – это сделать так, чтобы нашим работникам было куда возвращаться», комментирует Екатерина Горохова, генеральный директор Kelly Services Россия и Польша, генеральный директор Ассоциации частных агентств занятости (АЧАЗ).

Что еще работники рассказали о влиянии кризиса на свою работу:

Лояльность к работодателю

  • «Мой работодатель повел себя в рамках своих возможностей, большой заботы о сотрудниках нет, но я понимаю ввиду чего сложилась такая ситуация». 
  • «Тут не может быть справедливых мер. Надеюсь, работодатель сможет подстроиться под реалии, с учетом удаленной работы, без ухудшения условий для своих работников». 
  • «Надеюсь, что работодателю удастся сохранить мое рабочее место и доход, я в свою очередь буду больше работать, что оправдать свое рабочее место».

Сокращение дохода

  • «Я понимаю, что руководитель делает это для выживания компании, но от этого лучше не становится. Лояльность к работодателю не изменилась».
  • «Считаю справедливым «естественный отбор» среди сотрудников: оставить наиболее квалифицированных и эффективных сотрудников, ядро компании, с сохранением дохода. Остальные сотрудники могут взять отпуск за свой счет с сохранением рабочего места».
  • «В ресторанном бизнесе все сложно. Если рестораны закрыты, то работодатель, даже при большом желании, не в состоянии оплачивать зарплату сотрудникам», 
  •  «У нас в кризис работы прибавилось. Работодателю хорошо бы увеличить зарплату в связи с резко возросшей нагрузкой».

Удаленная занятость

  • «100% моих рабочих обязанностей, выполняемых в офисе ранее, я продолжаю успешно выполнять, находясь дома, а вот эффективность повысилась – так как я лучше высыпаюсь и не трачу время на дорогу в офис!»
  • «Я считаю, что во время и после кризиса все работодатели должны предоставить возможность офисным сотрудникам работать удаленно, так как ритм жизни давно изменился. Сидеть в офисе и тратить часы на макияж и дорогу − неразумно».

Информация об исследовании:

  • В опросе приняли участие 3071 респондент.
  • Срок проведения исследования: 30 марта – 7 апреля 2020.
  • Пол: мужчины – 54%, женщины – 46%. Возраст: 26 до 33 лет – 39%, от 34 до 45 лет – 37%, от 18 до 25 лет – 12%, 46 – 65 лет – 11%, 65 лет и старше – менее 1%.
  • Уровень позиции респондентов: специалист (51%), руководитель среднего звена (28%), руководитель высшего звена (12%), начальный уровень/ без опыта работы (9%).

Автор — Kelly Services
Крупнейшая международная компания, предоставляющая решения по управлению персоналом. В России Kelly Services работает с 1993 года и сегодня представлена во всех экономически значимых регионах страны.



Хотите сделать следующий шаг в карьере и жизни?

Руководите командой по юридическим, комплаенс вопросам или связям с государственными органами?

Обязательно присоединяйтесь к Legal Executive Assembly, четвертой неформальной встрече топ-менеджеров крупнейших компаний России.

Вас ждет новое полезное и зажигательное неформальное событие!

1-3 октября 2020 года. Radisson Resort, Завидово

Найдем ответы на вопросы:

✔ Как эффективно анализировать и совершенствовать операционные процессы вашего подразделения? Как создавать shares services center из кросс-функций и управлять им? Как повысить ценность функции для внутренних клиентов?

Как выстраивать эффективные отношения с собственниками и CEO компании? Что они ожидают от топ-менеджеров и как контролируют? Как разрешать конфликты? Как усилить влияние на их решения? Какие каналы коммуникации выбрать?

✔ Что помогает топ-менеджерам быть эффективными и оставаться в ресурсе? Как повысить осознанность и управлять эмоциями? Как балансировать профессиональными и личными интересами, разумом и сердцем?

✔ Как и какую карьерную траекторию выбрать? Как расширить зону ответственности, поменять индустрию и сферу деятельности? Как решиться на нестандартный переход? Какие инструменты использовать, чтобы решиться на перемены?

Детали программы, видео и фото предыдущих мероприятий на сайте Legal Executive Assembly 2020.



Предыдущая статьяНастоящее всегда несет в себе зародыш будущего
Следующая статьяГлавное – не упороться!