Эксперты Kelly Services и Авито Работа опросили более 66 тысяч россиян о том, что происходит с их работой и доходами. В опросе приняли участие респонденты из восьми федеральных округов Российской Федерации, больше трети (38%) – жители городов-миллионников и крупных региональных центров: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Новосибирск, Екатеринбург, Владивосток, Ростов-на-Дону, Казань, Краснодар.
Наиболее активными участниками опроса оказались граждане в возрасте от 25 до 40 лет (59% опрошенных). Еще 26% − молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет, 16% − работники старшего возраста от 40 до 65 лет, менее 1% респонденты 66 лет и старше. Большая часть опрошенных относят себя к специалистам (59%). Примерно четверть (26%) – работники начального уровня, руководитель среднего звена (11%), руководитель высшего звена (4%).
Что происходит с работой?
Почти половина (45%) опрошенных отметили, что с началом эпидемии коронавируса объем их работы сократился. Не могут однозначно оценить изменение рабочей нагрузки 25% респондентов. Еще 22% респондентов работают в обычном режиме, а 7% отметили, что их рабочая нагрузка возросла (рис.1). Увеличение нагрузки отметили работники из сфер Структуры государственного управления, Медицина, Фармацевтика/Клинические исследования/Медоборудование, Розничная и онлайн торговля, Товары народного потребления (производство и продажа), ИТ/Телеком, а также Образование.
При этом, респонденты отмечают, что содержание их работы полностью (33%) или частично (31%) изменилось из-за новых условий. Для 36% респондентов содержание работы осталось прежним (рис.2).
Действия компаний по отношению к работникам распределяются в зависимости от того насколько работодатели оказались готовы к переходу на дистанционную занятость.
Работники организаций непрерывного цикла и компаний, перешедших на дистанционный формат работы, практически не заметили изменений в своей работе (35%). В компаниях, бизнес которых оказался под угрозой из-за распространения коронавируса, попали под сокращения 22%, получили предупреждение работодателя о возможных сокращениях персонала еще 22% респондентов. Наибольшее количество сотрудников, подвергшихся сокращениям отмечено во Владивостоке (44%), Москве (29%) и Краснодаре (29%). Еще 20% опрошенных заявили о сокращении количества рабочих часов или отмене премиальной части оклада (20%). 16% респондентов, не имеющих возможности выполнять свою работу дистанционно, продолжают выходить на работу.
Компании также пытаются снизить нагрузку за счет отправления сотрудников в отпуск − 32% респондентов отметили, что взяли вынужденный отпуск по просьбе работодателя.
При этом часть организаций стремиться поддержать своих работников информационно – 13% отметили, что руководство увеличило количество коммуникаций и старается держать работников в курсе последних изменений, или практически – 3% компаний организовали перевод сотрудников к другому работодателю.
Работники компаний, которые увеличили обороты в связи с возросшим количеством заказов и услуг отметили, что работодатель назначил премии в связи с увеличившимся объемом работы (4%) (рис.2). К растущим сферам сейчас относятся ИТ/Телекоммуникации, Транспорт/Логистика, Товары народного потребления (производство и продажа), Розничная и онлайн торговля, Медицина, Фармацевтика/ Клинические исследования/Медоборудование.
Что происходит с доходами?
Большинство респондентов (68%) отметили снижение уровня доходов. Наибольшее падение уровня дохода отмечают работники сфер Спортивные клубы/ Фитнес/ Салоны красоты, Туризм/ Гостиницы/ Рестораны, Искусство/ Развлечения/ Масс-медиа, Архитектура/ Дизайн, а также Профессиональные услуги/ Консалтинг. Примерно треть (29%) сохранили прежний уровень дохода, а 2% заявили, что их доходы увеличились с момента начала эпидемии (рис.3). Сохранение уровня дохода отметили работники из сфер Структуры государственного управления, Нефтегазовая промышленность и Энергетика, Химическая промышленность, Медицина, Металлургия, Агропромышленность/ Сельское хозяйство, Фармацевтика/Клинические исследования/Медоборудование.
Екатерина Горохова, Генеральный Директор Kelly Services Россия и Польша:
«Большая часть (67%) респондентов отметили снижение уровня дохода. Особенно это касается работников, индустрии которых пострадали больше всего. Им придется в срочном порядке овладевать новыми специальностями и соглашаться на любую работу для обеспечения своих семей. Будут сокращения среди менеджмента компаний. Но, тем не менее, мы стоим на пороге очень интересного будущего. Коронакризис заставил нас пересмотреть наши системы ценностей, наше отношение к здоровью, безопасности, своей и окружающих. Сегодня это, пожалуй, даже важнее того, сохранится ли наш доход или нет.
Появятся новые стандарты, новые профессии связанные с безопасностью здоровья. Удаленная работа станет новой нормой. У работодателей будут новые задачи по привлечению, удержанию и мотивации персонала на удаленке. И сегодня, наверно, самое главное, чтобы все были здоровы и смогли вернуться к работе, какой бы она не была».
Артём Кумпель, Управляющий директор Авито Работа:
«Рынок труда очень чувствителен к внешним изменениям. Неудивительно, что именно в этой сфере быстрее всего ощущается наступление кризисной ситуации и, как следствие, быстрее всего происходит восстановление. Для многих людей сейчас важен вопрос поиска новой работы или подработки. Мы это видим по активности наших соискателей, и стараемся предложить им варианты быстрого решения вопроса, например, с помощью бота – он ежедневно в чате оповещает о подходящих вакансиях.
Никто точно не знает, как долго мы ещё будем жить в режиме самоизоляции. Однако можно уверенно заявить, что по его завершению вновь начнут открываться привычные нам заведения. На услуги салонов красоты, химчисток, мастерских и кафе спрос вернется довольно быстро, а это значит, что сразу отмены самоизоляции соискатели смогут найти работу в данных сферах».
Информация об исследовании:
- В опросе приняли участие 66 373 респондента. Срок проведения исследования: 13 апреля – 6 мая 2020.
- Пол: мужчины – 39%, женщины – 61%. Возраст: 18-25 лет − 25%, от 25 до 40 лет – 60%, от 40 до 65 – 14%, 65 лет и старше – менее 1%.
- Отрасль: Розничная торговля, сети – 19%, Транспорт и логистика – 17%, Строительство/ Недвижимость – 14%, Туризм/ Гостиницы/ Рестораны – 7%, Товары народного потребления (пр-во, продажа) – 7%, Медицина – 4%, Машиностроение – 3%, ИТ/ Телекоммуникации – 3%, Структуры госуправления – 3%, Спортклубы/ Фитнес/ Салоны красоты – 3%, Нефтегаз/ Энергетика – 3%, Агропромышленность/ Сельское хозяйство – 3%, Искусство/ Развлечения/ Масс-медиа – 2%, Профессиональные услуги/ Консалтинг – 2%, Электроника/ Электротехника – 2%, Металлургия – 2%, Финансы/ Инвестиции/ Страхование – 2%, Образование, НКО – 1%, Архитектура/ Дизайн – 1%, Химическая промышленность – 1%, Фармацевтика/ Клинические исследования/ Медицина – менее 1%.
- Специализация: Профильная специальность отрасли – 24%, Продажи – 22%, Транспорт/ Логистика/ Доставка – 18%, Административный персонал – 9%, Безопасность – 5%, Управление производством – 3%, Бухгалтерия – 3%, Инжиниринг – 2%, Юриспруденция – 2%, ИТ поддержка – 2%, Маркетинг/ Реклама/ PR – 2%, Управление персоналом/ Тренинги – 2%, Финансы – 1%, Развитие бизнеса – 1%, Закупки – 1%, Управление качеством – 1%, Аналитика/ Статистика – менее 1%
- Уровень позиции респондентов: специалист (59%), руководитель среднего звена (11%), руководитель высшего звена (4%), начальный уровень/ без опыта работы (26%).
- География: 38% – жители городов-миллионников и крупных региональных центров: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Новосибирск, Екатеринбург, Владивосток, Ростов-на-Дону, Казань, Краснодар. 62% − жители регионов: Центральный ФО (28%), Приволжского ФО (17%), Сибирский ФО (14%), Северо-западный ФО (11%), Южный ФО (9%), Северо-Кавказский ФО (8%), Уральский ФО (8%), Крымский ФО (3%), Дальневосточный ФО (2%).
Автор — Kelly Services
Другие статьи автора:
- Влияние кризиса на российских работников. Самоизоляция плюс диджитализация всей страны
- Юристы на рынке труда. Вакансий меньше, искать их дольше: что происходит на рынке труда юристов
- Массовая истерия или пофигизм. Как российские компании реагируют на коронавирус?
Kelly Services — крупнейшая международная компания, предоставляющая решения по управлению персоналом. В России Kelly Services работает с 1993 года и сегодня представлена во всех экономически значимых регионах страны.
Kelly Services предлагает широкий спектр услуг: подбор постоянного персонала, предоставление и администрирование труда работников, аутплейсмент, HR-консалтинг и аутсорсинг бизнес-процессов.
Входит в Global Outsourcing 100 list — рейтинг аутсорсинговых поставщиков по версии IAOP (International Association of Outsourcing Providers). Является членом Международной ассоциации по карьерному консультированию Career Partners International, Ассоциации частных агентств занятости (АЧАЗ), Ассоциации стратегического аутсорсинга «АСТРА».
Обслуживая интересы компаний во всем мире, Kelly Services предоставила возможности для развития карьеры более чем 550 000 специалистов.
Об Авито Работа
Авито – самый популярный сайт объявлений в России по версии сервиса SimilarWeb. Согласно сервису «Яндекс Радар», ежемесячная аудитория Авито составляет 47,1 млн человек – около третьей части населения России. 53% пользователей Авито составляет мобильная аудитория. На сайте размещено больше 60 млн актуальных объявлений, каждый день пользователи добавляют около 500 000 новых.
В течение месяца посетители просматривают страницы «Авито Работа» 939 млн раз. Вакансии в этом разделе размещают почти 830 тысяч работодателей в России.
Хотите сделать следующий шаг в карьере и жизни?
Руководите командой по юридическим, комплаенс вопросам или связям с государственными органами?
Обязательно присоединяйтесь к Legal Executive Assembly, четвертой неформальной встрече топ-менеджеров крупнейших компаний России.
Вас ждет новое полезное и зажигательное неформальное событие!
1-3 октября 2020 года. Radisson Resort, Завидово
Найдем ответы на вопросы:
✔ Как эффективно анализировать и совершенствовать операционные процессы вашего подразделения? Как создавать shares services center из кросс-функций и управлять им? Как повысить ценность функции для внутренних клиентов?
✔ Как выстраивать эффективные отношения с собственниками и CEO компании? Что они ожидают от топ-менеджеров и как контролируют? Как разрешать конфликты? Как усилить влияние на их решения? Какие каналы коммуникации выбрать?
✔ Что помогает топ-менеджерам быть эффективными и оставаться в ресурсе? Как повысить осознанность и управлять эмоциями? Как балансировать профессиональными и личными интересами, разумом и сердцем?
✔ Как и какую карьерную траекторию выбрать? Как расширить зону ответственности, поменять индустрию и сферу деятельности? Как решиться на нестандартный переход? Какие инструменты использовать, чтобы решиться на перемены?
Детали программы, видео и фото предыдущих мероприятий на сайте Legal Executive Assembly 2020.