Эксперты Kelly Services и Авито Работа опросили более 66 тысяч россиян о том, что происходит в компаниях во время эпидемии коронавируса. В опросе приняли участие респонденты из восьми федеральных округов Российской Федерации, больше трети (38%) – жители городов-миллионников и крупных региональных центров: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Новосибирск, Екатеринбург, Владивосток, Ростов-на-Дону, Казань, Краснодар.

Что происходит в компаниях?

Большинство руководителей среднего или высшего звена, принявших участие в опросе, отмечают сокращение найма персонала (70%).  О сохранение темпов найма в компании заявили 23% опрошенных, еще 7% увеличили найм из-за новых потребностей бизнеса (рис.1). К сферам, увеличившим набор сотрудников, относятся Финансы/Инвестиции/Страхование, Образование, Структуры государственного управления, Транспорт/Логистика, Машиностроение, а также Товары народного потребления (производство и продажа).

Рис. 1. Как изменилась ситуация с наймом персонала в связи с эпидемией?

Наиболее стабильной ситуация с наймом персонала остается в городах, где сконцентрировано наибольшее количество предприятий непрерывного цикла: Новосибирске (67%), Ростове-на-дону (29%), Москве (28%), Санкт-Петербурге и Самаре (по 20%), в Нижнем Новгороде (17%) (рис.2). Самой проблемной с точки зрения найма представляется ситуация в Екатеринбурге – 100% менеджеров, принявших участие в опросе, сообщили, что найм в компаниях города приостановлен. Тем не менее даже в период сохранения карантина некоторые компании продолжают искать новых сотрудников. Наибольшее количество компаний, увеличивших набор сотрудников зафиксировано в Ростове-на-Дону (14%), в Казани и Краснодаре (по 12%), а также в Москве (7%).

Рис. 2. Как изменилась ситуация с наймом персонала в связи с распространением коронавируса?  (%, по городам)

Как изменилось настроение в коллективе?

Сложности с ведением бизнеса в условиях самоизоляции, угроза падения доходов и попытки наладить работу из дома, не лучшим образом сказываются на настроении работников. Только треть опрошенных (34%) отметили, что настроение работников в компании не изменилось.  Большинство респондентов (61%) отмечает, что настроение в коллективе ухудшилось (33%) или существенно ухудшилось (28%).  Рост мотивации, связанный с возможностью работать из дома, отметили лишь 5% респондентов.

Рейтинг наиболее тревожных регионов, где настроение работников существенно ухудшилось, а сотрудники полностью демотивированы, возглавляют Краснодар (32%), Ростов-на Дону (31%), Новосибирск и Владивосток (по 30%), Москва и Казань (по 29%). Наиболее стабильной остается атмосфера в компаниях Самары (36%), Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и некоторых компаниях Владивостока (все по 35%) (рис.3).

Рис 3. Как бы вы охарактеризовали настроение в коллективе в связи со сложившейся ситуацией? (%, по городам)

При этом работа в условиях распространения коронавируса для многих респондентов представляется рискованной. Более половины опрошенных (54%), считают, что работа в условиях эпидемии представляет серьезную угрозу их жизни и здоровью. Примерно треть (30%) не уверены в риске. Еще 16% не видят особых рисков, связанных с работой во время эпидемии (рис.4). Среди сфер, работники которых считают, что они рискуют жизнью и здоровьем, на первом месте Медицина, Фармацевтика/Клинические исследования/Медоборудование, Розничная торговля, а также Структуры государственного управления.

Рис. 4. Считаете ли вы, что, за то, что вы работаете в условиях карантина, вам необходима дополнительная компенсация? (%)

Что происходит лояльностью работников?

Ситуация с коронавирусом грозит многим компаниям не только финансовыми проблемами и утратой своих позиций на рынке, но и потерей лояльности работников, без которых преодолеть кризис будет невозможно. Работа в условиях эпидемии уже стала проверкой лояльности для многих работодателей. Более трети (36%) респондентов планируют сменить работодателя при первой возможности. Еще 38% не решили, как поступят после окончания кризиса. И только 26% заявили, что планируют остаться с текущим работодателем, так как он повел себя достойно в текущей ситуации.

Рис. 5. Когда эпидемия и кризис закончатся, что бы вы предпочли? (%)

Екатерина Горохова, Генеральный Директор Kelly Services Россия и Польша:

 «Большая часть (67%) респондентов отметили снижение уровня дохода. Особенно это касается работников, индустрии которых пострадали больше всего. Им придется в срочном порядке овладевать новыми специальностями и соглашаться на любую работу для обеспечения своих семей. Будут сокращения среди менеджмента компаний. Но, тем не менее, мы стоим на пороге очень интересного будущего. Коронакризис заставил нас пересмотреть наши системы ценностей, наше отношение к здоровью, безопасности, своей и окружающих. Сегодня это, пожалуй, даже важнее того, сохранится ли наш доход или нет.

Появятся новые стандарты, новые профессии связанные с безопасностью здоровья. Удаленная работа станет новой нормой. У работодателей будут новые задачи по привлечению, удержанию и мотивации персонала на удаленке.  И сегодня, наверно, самое главное, чтобы все были здоровы и смогли вернуться к работе, какой бы она не была».

Артём Кумпель, Управляющий директор Авито Работа:

«Рынок труда очень чувствителен к внешним изменениям. Неудивительно, что именно в этой сфере быстрее всего ощущается наступление кризисной ситуации и, как следствие, быстрее всего происходит восстановление. Для многих людей сейчас важен вопрос поиска новой работы или подработки. Мы это видим по активности наших соискателей, и стараемся предложить им варианты быстрого решения вопроса, например, с помощью бота – он ежедневно в чате оповещает о подходящих вакансиях. 

Никто точно не знает, как долго мы ещё будем жить в режиме самоизоляции. Однако можно уверенно заявить, что по его завершению вновь начнут открываться привычные нам заведения. На услуги салонов красоты, химчисток, мастерских и кафе спрос вернется довольно быстро, а это значит, что сразу отмены самоизоляции соискатели смогут найти работу в данных сферах».

Информация об исследовании:

  • В опросе приняли участие 66 373 респондента.
  • Срок проведения исследования: 13 апреля – 6 мая 2020.
  • Пол: мужчины – 61%, женщины – 39%. Возраст: 18-25 лет − 25%, от 25 до 40 лет – 60%, от 40 до 65 – 14%,
  • 65 лет и старше – менее 1%.
  • Отрасль: Розничная торговля, сети – 19%, Транспорт и логистика – 17%, Строительство/ Недвижимость – 14%, Туризм/ Гостиницы/ Рестораны – 7%, Товары народного потребления (пр-во, продажа) – 7%, Медицина – 4%, Машиностроение – 3%, ИТ/ Телекоммуникации – 3%, Структуры госуправления – 3%, Спортклубы/ Фитнес/ Салоны красоты – 3%, Нефтегаз/ Энергетика – 3%, Агропромышленность/ Сельское хозяйство – 3%, Искусство/ Развлечения/ Масс-медиа – 2%, Профессиональные услуги/ Консалтинг – 2%, Электроника/ Электротехника – 2%, Металлургия – 2%, Финансы/ Инвестиции/ Страхование – 2%, Образование, НКО – 1%, Архитектура/ Дизайн – 1%, Химическая промышленность – 1%, Фармацевтика/ Клинические исследования/ Медицина – менее 1%.
  • Специализация: Профильная специальность отрасли – 24%, Продажи – 22%, Транспорт/ Логистика/ Доставка – 18%, Административный персонал – 9%, Безопасность – 5%, Управление производством – 3%, Бухгалтерия – 3%, Инжиниринг – 2%, Юриспруденция – 2%, ИТ поддержка – 2%, Маркетинг/ Реклама/ PR – 2%, Управление персоналом/ Тренинги – 2%, Финансы – 1%, Развитие бизнеса – 1%, Закупки – 1%, Управление качеством – 1%, Аналитика/ Статистика – менее 1%
  • Уровень позиции респондентов: специалист (59%), руководитель среднего звена (11%), руководитель высшего звена (4%), начальный уровень/ без опыта работы (26%).
  • География: 38% – жители городов-миллионников и крупных региональных центров: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Новосибирск, Екатеринбург, Владивосток, Ростов-на-Дону, Казань, Краснодар. 62% − жители регионов: Центральный ФО (28%), Приволжского ФО (17%), Сибирский ФО (14%), Северо-западный ФО (11%), Южный ФО (9%), Северо-Кавказский ФО (8%), Уральский ФО (8%), Крымский ФО (3%), Дальневосточный ФО (2%).

Автор — Kelly Services

Другие статьи автора:

  1. Влияние кризиса на российских работников. Самоизоляция плюс диджитализация всей страны
  2. Юристы на рынке труда. Вакансий меньше, искать их дольше: что происходит на рынке труда юристов
  3. Массовая истерия или пофигизм. Как российские компании реагируют на коронавирус?

Kelly Services — крупнейшая международная компания, предоставляющая решения по управлению персоналом. В России Kelly Services работает с 1993 года и сегодня представлена во всех экономически значимых регионах страны.
Kelly Services предлагает широкий спектр услуг: подбор постоянного персонала, предоставление и администрирование труда работников, аутплейсмент, HR-консалтинг и аутсорсинг бизнес-процессов.
Входит в Global Outsourcing 100 list — рейтинг аутсорсинговых поставщиков по версии IAOP (International Association of Outsourcing Providers). Является членом Международной ассоциации по карьерному консультированию Career Partners International, Ассоциации частных агентств занятости (АЧАЗ), Ассоциации стратегического аутсорсинга «АСТРА».
Обслуживая интересы компаний во всем мире, Kelly Services предоставила возможности для развития карьеры более чем 550 000 специалистов.

Об Авито Работа

Авито – самый популярный сайт объявлений в России по версии сервиса SimilarWeb. Согласно сервису «Яндекс Радар», ежемесячная аудитория Авито составляет 47,1 млн человек – около третьей части населения России. 53% пользователей Авито составляет мобильная аудитория. На сайте размещено больше 60 млн актуальных объявлений, каждый день пользователи добавляют около 500 000 новых.
В течение месяца посетители просматривают страницы «Авито Работа» 939 млн раз. Вакансии в этом разделе размещают почти 830 тысяч работодателей в России.



Хотите сделать следующий шаг в карьере и жизни?

Руководите командой по юридическим, комплаенс вопросам или связям с государственными органами?

Обязательно присоединяйтесь к Legal Executive Assembly, четвертой неформальной встрече топ-менеджеров крупнейших компаний России.

Вас ждет новое полезное и зажигательное неформальное событие!

1-3 октября 2020 года. Radisson Resort, Завидово

Найдем ответы на вопросы:

✔ Как эффективно анализировать и совершенствовать операционные процессы вашего подразделения? Как создавать shares services center из кросс-функций и управлять им? Как повысить ценность функции для внутренних клиентов?

Как выстраивать эффективные отношения с собственниками и CEO компании? Что они ожидают от топ-менеджеров и как контролируют? Как разрешать конфликты? Как усилить влияние на их решения? Какие каналы коммуникации выбрать?

✔ Что помогает топ-менеджерам быть эффективными и оставаться в ресурсе? Как повысить осознанность и управлять эмоциями? Как балансировать профессиональными и личными интересами, разумом и сердцем?

✔ Как и какую карьерную траекторию выбрать? Как расширить зону ответственности, поменять индустрию и сферу деятельности? Как решиться на нестандартный переход? Какие инструменты использовать, чтобы решиться на перемены?

Детали программы, видео и фото предыдущих мероприятий на сайте Legal Executive Assembly 2020.



Предыдущая статьяМагия театра
Следующая статьяКадровые новости. Елена Габдулхаева