Интеллектуальная собственность встречается чуть ли не во всех сферах жизнедеятельности человека: от технических областей, где в большинстве превалирует патентное право, и до креативных индустрий, где творцы взаимодействуют с авторским правом и смежными правами. Каков уровень правовой грамотности россиян в области интеллектуального права и почему основы этого института важно знать каждому креатору, рассказал лектор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Константин Марков.

— Расскажите подробнее о Вашем творческом пути. Почему Вы сменили техническую сферу на творческую? Как пришли к юриспруденции?

— Я служил в военно-морском флоте и руководил рядом проектов. Работая с предприятиями и различными ведомствами, волей-неволей приходилось сталкиваться с вопросами правового характера. Уже тогда я частично был знаком с юриспруденцией, основы которой изучал в высшем военно-морском училище, и на тот момент этих знаний мне было достаточно. В период перестройки, когда многие вузы открыли свои двери для получения второго высшего образования, я поступил в Московскую государственную юридическую академию (МГЮА), откуда спустя четыре года вышел с дипломом юриста. Сейчас это старейшее учебное заведение носит имя выдающегося юриста О.Е. Кутафина. Наряду с этим я занимался творчеством, а именно — фотографией. В 2008 году меня приняли в Творческий союз художников России и я стал консультировать его членов по вопросам защиты авторских прав, чем занимаюсь по сей день.

— Вы сменили вектор своей профессиональной деятельности в уже сознательном возрасте. Какой бы Вы могли дать совет юристам, которые ищут себя в профессии, основываясь на своем опыте?

— Я мог бы дать следующий совет: слушайте старших товарищей. Если полагаться только на свои знания, то можно наломать дров. Всегда лучше сначала посоветоваться. Такой подход позволяет взглянуть на ситуацию с разных точек зрения и дает возможность учиться на чужих ошибках или же успехе. Даже опытные и знаменитые адвокаты с кем-то советуются. Один мой клиент любил говорить: «Нужно залезть под одеяло, а потом разберемся». Этот способ не всегда подходит для юриспруденции. Иногда необходимо обращаться к опыту профессионалов.

— Вы преподаете курс по авторскому праву студентам творческих специальностей. Что самое сложное в диалоге юриста и креатора? На Ваш взгляд, действительно ли студенты начинают активнее защищать свои интеллектуальные права после получения образования?

— Студенты действительно начинают разбираться в юриспруденции и защищать свои права. Когда обучающиеся Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова проходят мой курс авторского права, некоторые сразу, кто-то через какое-то время начинает обращаться с вопросами, с которыми они сталкиваются в своей профессиональной деятельности. Они начинают активно использовать полученные знания. Я уже не говорю о тех, кто участвует в семинарах в Российской академии художеств.  Раз в месяц мы обсуждаем практические вопросы и рассматриваем реальные ситуации из области авторского права в искусстве. Ко мне также обращались выпускники школы интеллектуального права «Креатус», где мне выпала честь читать лекции. После окончания курса студенты обращаются по своим конкретным вопросам, что, на мой взгляд, говорит о высокой заинтересованности в грамотном управлении своими правами.

— На Вашей практике какие самые распространенные ошибки совершают начинающие художники? Какие ошибки допускали Вы сами, когда еще не знали юридических тонкостей? 

— Творцы часто забывают о том, что интернет — это не то место, где можно спокойно все брать без разрешения. На этом спотыкаются дизайнеры, которые находят в сети картинки и почти без изменений тиражируют их на своих объектах. Они могут создать уникальное колористическое решение или композицию, но при этом нарушить чужие авторские права. У художников в последнее время пошла тенденция не подписывать свои же картины. Из-за этого атрибуция, то есть установление авторства, значительно усложняется. Эти ошибки вполне естественны. Люди радуются, когда наконец-то завершили свой шедевр, и забывают фиксировать права на произведения. Участвуя в выставке, художнику важно, чтобы его работа попала в каталог. И раз уж не подписал картину, то на крайний случай сфотографируйся со своей работой или же возьми справку об участии в выставке. Это все чистая бюрократия, однако она имеет и положительное свойство. Она обеспечивает порядок. А в правовой среде очень важен этот порядок, иначе работы крадут. Я в свое время тоже ошибок много совершал. Не всегда учитывал предыдущую практику. Как говорится, лез с открытым забралом. Также спотыкался на том, что слишком полагался на клиента. К этому вопросу тоже надо осторожно подходить. Он-то тебе доверяет, но его мнение всегда надо перепроверять.

— Как бы Вы оценили уровень правовой грамотности россиян и представителей творческих профессий в частности в сфере интеллектуальной собственности? Принимает ли участие в правовом образовании креаторов государство?

— Сейчас грамотность растет. Это обусловлено большим количеством актов, которые появляются в правовом поле, и человек волей-неволей обращается к их изучению. Эти акты имеют отсылочные нормы, в результате чего изучающий смотрит в законы, куда эти нормы его привели. Что касается креативной сферы, то преподавание в вузах дисциплин, связанных с интеллектуальной собственностью, — это уже большое дело. Студенты начинают потихонечку вникать и обращаться к первоисточнику, то есть к законодательной базе. Научить всему на занятиях нельзя, можно только нацелить. Как говорится, образование ума не прибавляет, оно расширяет кругозор. Поэтому основная задача, когда я занимаюсь со взрослыми художниками, дизайнерами и фотографами, — это дать общее представление о праве, знание о том, где искать информацию.

Государство в процессе повышения правовой грамотности принимает непосредственное участие. В первую очередь власти занимаются вузами, где преподают право интеллектуальной собственности. В частности, в МГХПА им. С.Г. Строганова, Российской академии художеств, а также Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, где мне доводилось читать лекции. Кроме того, есть организации, которые позволяют получить дополнительное образование. Это Научно-образовательный центр Digital IP, который вместе с Агентством креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы организовал школу интеллектуального права «Креатус». Там обучаются люди, которые уже занимаются практической деятельностью, для которых правовые основы интеллектуальной собственности являются крайне важными.

— Помимо преподавательской деятельности Вы также участвуете в рабочих группах по разработке проектов федеральных законодательных актов в области культуры. А как молодым юристам продвигать свои инициативы? Есть ли для этого какие-то инструменты? 

— Для того чтобы продвинуть какое-либо предложение, можно связаться с субъектами законодательной инициативы, например депутатами Государственной Думы РФ. Они, как правило, доступные люди. Можно на прием записаться, созвониться с помощником, сказать, что есть такие-то предложения, или же письмо написать в Госдуму РФ. В Думе есть экспедиция, через нее ваше предложение передадут депутату. Другой путь — связаться с политическими партиями, они для этого и работают. Посмотреть, чьи направления деятельности вам наиболее близки. Есть еще один вариант — высказать свои инициативы в прессе. Вас могут заметить, и предложение в таком случае дойдет до верхов. 

Предыдущая статьяМеждународный арбитраж и Россия в 2022 году: советы и прогнозы
Следующая статьяИзменения в составе Совета директоров EVRAZ