Коррупционный скандал с Airbus на сегодняшний день – крупнейшее в мире судебное разбирательство по делу о взяточничестве за рубежом.
Расследование в отношении международной компании Airbus SE началось в 2016 году.
Airbus вторая по величине аэрокосмическая компания в мире. Выходя на новые рынки давала взятки должностным лицам в ОАЭ, Китае, Южной Корее, Индии, на Тайване, в России, Саудовской Аравии, Вьетнаме, Японии, Турции, Мексике, Бразилии, Таиланде, Кувейте и Колумбии, а также незаконно перечисляла деньги чиновникам на Шри-Ланке, в Индонезии, Малайзии и Гане. То есть участвовала в систематическом преднамеренном заговоре и сознательно нарушала закон.
В январе 2020 года компания заключила Соглашение об отсрочке судебного преследования о предполагаемом совершении Airbus SE преступлений, связанных с неспособностью предотвратить взяточничество, в котором изложены факты в отношении совершенных преступлений. Каждый из органов прокуратуры Франции, Великобритании и США взял на себя ответственность за ряд географических регионов или клиентов и заключил собственное соглашение с Airbus SE.
Раскрыл коррупционную схему британский информатор. Как выяснилось в ходе расследования, подкупом компания занималась через посредников-консультантов и своих агентов. Компания использовала сторонних деловых партнеров для подкупа государственных чиновников, а также руководителей неправительственных авиакомпаний по всему миру.
Чтобы скрыть незаконные переводы, компания подписывала подложные контракты, маскировала незаконные выплаты через несуществующие кредиты, получала несуществующие платежи на оплату. Сложность расследования состояла в том, что некоторые сотрудники компании не имели официальных должностей в подразделениях, поэтому их невозможно было контролировать. Другими словами, компания использовала агентов и консультантов для подкупа.
Согласно документам Министерства юстиции США, Airbus использовала свое подразделение организации по стратегии и маркетингу (SMO) для пересылки миллионных сумм лицам, принимающим решения. Такой масштаб коррупции объясняется неограниченными возможностями отдела SMO, причина которых – неразвитая система комплаенс. SMO создавала поддельные документы и успешно создавала видимость соответствия международным требованиям. Руководители SMO разработали различные схемы и методы, чтобы их работа выглядела так, будто они следуют лучшим практикам комплексной проверки, а на самом деле это было не так.
Сейчас комплаенс-систему Airbus поддерживает Forensic Risk Alliance (FRA). У комплаенс-специалистов возник вопрос по платежам третьим лицам – на них не было подтверждающих документов. Началось внутреннее расследование. В марте 2016 FRA стала партнером Airbus и провела огромную работу по выяснению всех обстоятельств: специалисты разработали специальную методологию, позволяющую эффективно работать с неструктурированными данными. FRA собрала и проанализировала данные более 3 миллиардов трансакций. Комплаенс-офицеры использовали различные технологии: кластеринг, искусственный интеллект, распознавание языка, кодирование, была проанализирована вся бухгалтерия. Эта работа помогла выявить всех, кто относить к делу о коррупции.
31 января 2020 г. стало известно, что компания заплатила в общей сложности 4 млрд. долл. США в рамках соглашений с регуляторами Франции, Великобритании и США после 8 лет расследований.
Если во Франции компания была вынуждена заплатить Национальной Налоговой Службе самый большой штраф в истории французского преследования за коррупцию в размере 2.1 млрд евро, то в рамках отложенного судебного соглашения (Deferred Prosecution Agreement, далее – DPA) с британским офисом по крупному мошенничеству (Serious Fraud Office) компания согласилась заплатить 991 млн. евро. В США в рамках DPA компания за нарушения FCPA обязалась выплатить Департаменту юстиции США штраф в размере 2,09 млрд. дол. США и 50 млн долл. США в качестве гражданской конфискации, а в рамках административного соглашения с Госдепартаментом США за нарушения закона об экспорте вооружения – штраф в размере 10 млн.долл.США.
Почему такие суммы? Авиастроительный бизнес подпадает под специальные законодательные ограничения, связанные с вооружением. Airbus продавала военные самолеты в Китай и Вьетнам, и нарушила положения закона о контроле над экспортом вооружения (AECA) и регулирования международной перевозки вооружения (ITAR). Регулятор пришел к выводу, что несмотря на то, что сотрудники комплаенс-функции были осведомлены об обязательствах компании в этой сфере, в компании не были организованы контрольные действия в области следования этим положениям, не проводилось обучение для сотрудников.
Какие выводы можно сделать из этого коррупционного скандала?
Первое. Если вы имеете дело с крупным зарубежным партнером, это абсолютно не означает, что он идеально соблюдает требования по комплаенсу. Быть предельно внимательным при выстраивании деловых отношений даже с очень известным и уважаемым зарубежным заказчиком сейчас очень важно.
Второе. Как видно из кейса Airbus, по-прежнему существует риск «бумажного» комплаенса. Бывает, что все гладко только на бумаге. Обязательно нужно проверить, существует ли у потенциального партнера реальный комплаенс или нет. Полагаться на собственные возможности в таком серьезном вопросе не стоит, этим должны заниматься профессионалы. Только так вы сможете избежать финансового и репутационного ущерба.
Третье. Базовая ценность для устойчивого развития компании – это ее корпоративная культура, которая определяет ответственное ведение бизнеса руководством и активную позицию сотрудников. Случаи подкупа, завышения стоимости маркетинговых контрактов, неоформленные сотрудники и агенты – всё это легко могло бы быть выявлено задолго до скандала: например, при наличии реально действующей «горячей линии» в компании. Культура, формирующая нетерпимость к коррупции и прочим нарушениям, формируется годами. И самое главное в этом вопросе – «тон сверху», воля и личный пример собственника и руководства компании.
Четвертое. Нужно крайне внимательно относится к специфическим рискам – порой они самые опасные. Например, компании, работающие в авиационной промышленности должны очень внимательно оценивать риски, связанные с нарушением законодательства в области экспорта вооружения.
Владимир Балакин, президент «Национальной Ассоциации Компаленс», адвокат
Справочная (более подробная) информация о расследовании.
Airbus[К1] заключил с департаментом соглашение об отсрочке судебного преследования в связи с уголовной информацией, поданной 28 января 2020 года в округ Колумбия, обвинив Компанию в сговоре с целью нарушения положения о борьбе с взяточничеством Закона о борьбе с коррупцией за рубежом (FCPA) и заговор с целью нарушения AECA и правил его реализации, ITAR. Обвинение FCPA возникло из-за схемы Airbus предлагать и давать взятки иностранным официальным лицам, в том числе китайским чиновникам, с целью получения и сохранения бизнеса, включая контракты на продажу самолетов. Обвинение AECA проистекает из умышленного отказа Airbus раскрыть информацию о политических взносах, комиссиях или сборах правительству США в соответствии с требованиями ITAR, в связи с продажей или экспортом оборонных изделий и оборонных услуг Вооруженным силам иностранного государства или международной организации. Дело передано окружному судье США Томасу Ф. Хогану из округа Колумбия.
Airbus[К2] SE, публичная компаниея на рынке Euro Stoxx 50 со штаб-квартирой в Лейдене, Нидерланды. Главный офис ответчика Airbus SE находился в Тулузе, Франция. Ответчик Airbus SE являлась холдинговой компанией, которая действовала по всему миру через свои дочерние и аффилированные компании, включая дочерние и аффилированные компании, расположенные в Соединенных Штатах (совместно именуемые «Airbus» или «Компания»). Airbus имел около 136 000 сотрудников.Компания Airbus была основана в 2000 году как Европейская компания по аэронавтике и космической обороне NV («EADS NV»). Бизнес Airbus был разделен на подразделения. Структура менялась и постепенно упрощалась с течением времени, но в целом было три подразделения: (i) коммерческий отдел, который, среди прочего, занимался производством и продажей гражданских самолетов авиакомпаниям; (ii) Оборонно-космическое подразделение, которое занималось, среди прочего, производством и продажей военных самолетов, спутников, беспилотных авиационных систем и других продуктов и услуг, используемых государственными учреждениями; и (iii) Подразделение вертолетов, которое занималось производством и продажей вертолетов и сопутствующего оборудования и услуг.
Расследование показало, что на протяжении более десяти лет компания через посредников подкупала чиновников в 16 странах для покупки ее самолетов и спутников. Франция получит самое крупное урегулирование – 2,1 миллиарда евро, Великобритания – почти 1 миллиард, а Соединенные Штаты – более 500 миллионов.
Согласно документам Министерства юстиции США, с 2008 по 2015 год Airbus использовала свое подразделение организации по стратегии и маркетингу (SMO) для пересылки миллионов взяток лицам, принимающим решения, и влиятельным лицам для заключения деловых сделок. Участвовавшие страны включали Объединенные Арабские Эмираты, Китай, Южную Корею, Непал, Индию, Тайвань, Россию, Саудовскую Аравию, Вьетнам, Японию, Турцию, Мексику, Таиланд, Бразилию, Кувейт, Колумбию, Южную Корею, Индонезию, Шри-Ланку, Малайзию, Тайвань, Гана и Мексика.
Примерно с 2008 по 2015 год и в период с 2008 по 2015 год Airbus SE через своих сотрудников, руководителей и агентов, включая членов Организации стратегии и маркетинга («SMO») и других лиц, участвовавших в и способствовал созданию масштабной схемы предложения[К3] и выплаты взяток лицам, принимающим решения, и другим влиятельным лицам, в том числе иностранным официальным лицам в нескольких странах, с целью получения неправомерных деловых преимуществ и приобретения бизнеса как у частных предприятий, так и у организаций, принадлежащих государству и управляемыми государством.
SMO было важным бизнес-подразделением Airbus, в котором работало около 150 сотрудников, а первоначальный годовой бюджет составлял 300 миллионов долларов США. Филиал был создан для сбора и оценки заявок от потенциальных деловых партнеров с целью оценки комплаенс-риска. SMO работала как коррупционная машина с 2008 по 2015 год, и долгосрочное мошенничество подразумевало внутренние системы обучения, когда бывшие сотрудники передают методы мошенничества новым сотрудникам.
Примерно с 2008[К4] по 2015 год в SMO работало около 150 сотрудников. У SMO International было ежегодное максимальное пособие в размере около 300 миллионов долларов США на привлечение деловых партнеров и управление проектами IMD для Airbus Commercial. Airbus финансировал пособие SMO International в основном за счет ежеквартальных выплат.
Особенностью экономических преступлений является их техническая сложность. Преступники в организациях являются экспертами в разработке систем для сокрытия своих мошенничеств. Airbus для привлечения коррумпированных деловых партнеров пользовалась несколькими способами, в том числе путем создания поддельных и мошеннических контрактов, получения поддельных и мошеннических счетов за услуги, которые никогда не были оказаны, создания поддельных отчетов о деятельности от имени деловых партнеров, разработки определенных «специальных проектов» и инвестиционных возможностей, которые на самом деле были разработаны как тщательно продуманный и секретный способ финансирования деловых партнеров, и путем сокрытия отношений с определенными деловыми партнерами, среди прочего, только путем заключения устных соглашений с использованием поддельных безвозвратных ссуд.
Методы, которые использовало подразделение по организации стратегии и маркетинга, можно легко включить в руководство по даче взяток:
- Приобретение компании, принадлежащей руководителю авиакомпании, по завышенной цене.
- Чтобы скрыть сумму денег, полученных коррумпированными[К5] деловыми партнерами, среди прочего, Airbus Executive 3 и другие перенаправляли платежи деловым партнерам с банковских счетов, не связанных напрямую с Airbus, в том числе путем осуществления платежей через других деловых партнеров и использования схем кредитования. . Деловые партнеры, которые использовались в качестве посредников для платежей другим деловым партнерам, будут удерживать часть суммы в качестве оплаты услуг, которые были ложно описаны в контрактах и счетах и никогда не были предоставлены. Airbus Executive 3 структурировал общие финансовые обязательства перед одним деловым партнером, используя отдельные соглашения с различными деловыми партнерами. 25. Airbus Executive 3 вела внутренние таблицы с аннотациями, показывающими фактических и предполагаемых получателей платежей Airbus деловым партнерам.
- Приобретение элитной недвижимости в пользование влиятельного человека.
- Покупка дочерней компанией, находящейся в другой стране, акций предприятия, принадлежащего сыну коммерческого посредника, за деньги, переведенные через другую страну.
- Спонсирование спортивной команды, принадлежащей руководителю авиакомпании.
- В период[К6] с октября 2013 года по январь 2015 года EADS France SAS, позднее Airbus Group SAS, выплатила 50 миллионов долларов США в качестве спонсора спортивной команды («Спортивная команда»). Спортивная команда совместно принадлежала AirAsia Executive 1 и AirAsia Executive 2, но юридически не имела отношения к AirAsia и AirAsia X. Сотрудники Airbus также предложили дополнительно 55 миллионов долларов США. Это предложение не было окончательно доработано, и оплата не производилась. AirAsia Executive 1 и AirAsia Executive 2 были ключевыми лицами, принимающими решения в AirAsia и AirAsia X, и были вознаграждены в отношении заказа 180 самолетов от Airbus. Выплаты Спортивной команде были предназначены для обеспечения или вознаграждения с их стороны в отношении этого бизнеса.
AirAsia Berhad («AAB») и AirAsia X («AAX») – две крупные авиакомпании в Юго-Восточной Азии со штаб-квартирой в Малайзии недалеко от столицы Куала-Лумпур с 13 авиакомпаниями.
- Наем супруга ключевого руководителя в качестве делового партнера с использованием подставной компании (несмотря на то, что у супруга не было соответствующего опыта).
- Конкретный пример: Например, руководители некоторых китайских государственных и контролируемых государством авиакомпаний, а также руководители других авиакомпаний посетили мероприятие, организованное на роскошном курорте в Мауи, Гавайи, с 28 июля по 2 августа 2013 года с Airbus Executive 4, Airbus Executive 5, Airbus Executive 6 и другие руководители Airbus. Мероприятие на Гавайях включало гольф, подводное плавание с аквалангом[К7] , круизы с маской и трубкой, катание на лошадях, каякинг по океану, уроки серфинга, а также приемы с коктейлями и ужинами. Ежедневная получасовая бизнес-презентация была запланирована на раннее утро, наряду с дополнительными встречами с отдельными авиакомпаниями-клиентами, в то время как остальная часть повестки дня была посвящена досугу и развлечениям.
- Всего Airbus произвел выплаты четырнадцати физическим лицам, консультантам[К8] или организациям, которые должны были быть указаны в соответствии с Частью 130. Особое примечание: a. Консультант 9 был консультантом в Австрии, нанятым Airbus в связи с австрийской рекламной кампанией Eurofighter Typhoon. В период с апреля 2002 г. по декабрь 2009 г. Airbus выплатила Консультанту 9 16 895 467 евро плюс эквивалент вознаграждения за успех до 2 750 000 евро.
Программа комплаенс Airbus по соглашению:
Согласно подписанному соглашению, Airbus обязалась продолжать совершенствовать свою программу соответствия (комплаенс), внутреннего контроля и этических норм, в том числе путем внедрения усиленных средств контроля и дополнительных процедур и политик, касающихся третьих сторон, проведения глобальной оценки рисков и постоянных проверок своей программы соответствия, увеличения ресурсов. Реализация программы соответствия (комплаенс), предназначена для предотвращения и выявления нарушений FCPA, AECA, ITAR и других применимых законов о борьбе с коррупцией и экспортным контролем во всех своих операциях, в том числе его аффилированных лиц, агентов и совместных предприятий с контрольным участием, а также его подрядчиков и субподрядчиков, в обязанности которых входит взаимодействие с иностранными должностными лицами или другая деятельность, сопряженная с высоким риском коррупции, а также в отношении продажи и экспорта оборонных изделий.
Компания обязана обеспечить соответствие ее программы соответствия (комплаенс) минимальным элементам, изложенным в Соглашении (Корпоративная программа соответствия). Компания соглашается[К9] изменить свою программу соответствия, включая внутренний контроль, политику и процедуры соответствия, чтобы гарантировать, что она поддерживает: точные бухгалтерские книги, записи и счета; и (b) строгую программу соблюдения антикоррупционных требований, которая включает соответствующие меры внутреннего контроля за бухгалтерским учетом, а также разработанные политики и процедуры. и процедуры, обеспечивающие поддержание: (a) эффективной системы внутреннего контроля бухгалтерского учета, предназначенной для обеспечения ведения и ведения достоверных и точных бухгалтерских книг, записей и счетов; и (b) строгая программа соблюдения антикоррупционных требований, которая включает соответствующие средства внутреннего контроля за бухгалтерским учетом, а также политики и процедуры, предназначенные для эффективного выявления и предотвращения нарушений FCPA, AECA, ITAR и других применимых законов о борьбе с коррупцией и экспортном контроле.
ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТНОСТИ
Airbus SE («Компания») соглашается с тем, что она будет отчитываться перед Министерством юстиции США, отделом по уголовным делам, отделом по борьбе с мошенничеством, Министерством юстиции США, отделом национальной безопасности и прокуратурой США по округу Колумбия, Подразделение по уголовным делам («Отдел по борьбе с мошенничеством, НРД и Управление») периодически, не менее чем примерно через двенадцать месяцев в течение срока действия настоящего Соглашения, в отношении исправления и реализации программы соответствия и внутреннего контроля, политик и процедур,
Штраф согласно Соглашению:
Платеж Компании Соединенным Штатам составит 527 миллионов долларов США за нарушения FCPA и ITAR и дополнительно 50 миллионов евро (приблизительно 55 миллионов долларов США) в рамках соглашения о гражданской конфискации за действия, связанные с ITAR, и департамент кредитует часть от суммы, которую Компания выплачивает Национальному финансисту Parquet (PNF) во Франции в соответствии с соглашением Компании с PNF. Кроме того, Компания согласилась выплатить 10 миллионов долларов штрафа Управлению по контролю за оборонной торговлей (DDTC) Государственного департамента США, из которых министерство кредитует 5 миллионов долларов. В соответствующих судебных разбирательствах Компания урегулировала с PNF во Франции взятки в отношении взяток, выплачиваемых государственным чиновникам и руководителям неправительственных авиакомпаний в Китае и многих других странах, и Компания согласилась выплатить более 2 миллиардов евро (более чем примерно 2,29 миллиарда долларов США) в соответствии с соглашением PNF.
В рамках этого скоординированного глобального решения Компания также заключила соглашение об отсрочке судебного преследования с Управлением по борьбе с серьезным мошенничеством (SFO) Соединенного Королевства в связи с взятками, выплаченными в Малайзии, Шри-Ланке, Тайване, Индонезии и Гане, и Компания согласилась заплатить приблизительно Эквивалент 990 миллионов евро (приблизительно 1,09 миллиарда долларов) в соответствии с соглашением SFO. PNF и SFO провели расследование в отношении компании в рамках совместной следственной группы. Компания также заключила соглашение об отсрочке судебного преследования с Управлением по борьбе с серьезным мошенничеством (SFO) Соединенного Королевства в связи с взятками, выплаченными в Малайзии, Шри-Ланке, Тайване, Индонезии и Гане, и Компания согласилась выплатить приблизительно 990 миллионов евро в эквиваленте (приблизительно 1,09 миллиарда долларов США). ) в соответствии с соглашением SFO. PNF и SFO провели расследование в отношении компании в рамках совместной следственной группы. Компания также заключила соглашение об отсрочке судебного преследования с Управлением по борьбе с серьезным мошенничеством (SFO) Соединенного Королевства в связи с взятками, выплаченными в Малайзии, Шри-Ланке, Тайване, Индонезии и Гане, и Компания согласилась выплатить приблизительно 990 миллионов евро в эквиваленте (приблизительно 1,09 миллиарда долларов США). ) в соответствии с соглашением SFO. PNF и SFO провели расследование в отношении компании в рамках совместной следственной группы.
В части[К10] суммы штрафа, рассчитанной в соответствии с Разделом 18 Кодекса США, Разделами 3571 (d), альтернативным положением о штрафах, наложенный штраф отражает скидку более чем на 50 процентов от суммы, которая в противном случае была бы доступна в соответствии с этим положением. Отдел по борьбе с мошенничеством, НРД, Офис и Компания соглашаются, что соответствующая общая сумма уголовного штрафа составляет 2 329 715 271 доллар США («Общая сумма уголовного наказания»), а гражданская конфискация, связанная с ITAR, будет представлять собой дополнительный перевод установленной облигации на сумму 50 000 000 евро. Отдел по борьбе с мошенничеством, НРД, Офис и Компания также соглашаются, что Компания выплатит денежный штраф в размере 294 488 085 долларов США за действия, связанные с FCPA, и 232 736 390 долларов США за действия, связанные с ITAR, и Компании. передаст Соединенным Штатам в рамках гражданского иска о конфискации свою долю владения в указанной облигации на сумму 50 000 000 евро.
Компания также передаст Соединенным Штатам в рамках гражданского иска о конфискации свою долю владения в идентифицированной облигации на сумму 50 000 000 евро, эта облигация связана с доходами от деятельности, связанной с ITAR.
«Решение, однако, также отражает значительные преимущества, доступные в соответствии с пересмотренной политикой добровольного раскрытия информации НРД для компаний, которые предпочитают самостоятельно сообщать о нарушениях экспорта, сотрудничать и устранять эти нарушения, даже при наличии отягчающих обстоятельств. Мы надеемся, что другие компании примут то же решение, что и Airbus, чтобы сообщить о потенциальном преступном экспорте.своевременно и напрямую в НРД, чтобы они тоже могли воспользоваться преимуществами политики ».
Автор – Мария Рабен
“Национальная Ассоциация Комплаенс”
[К1]Пресс релиз Министерства юстиции США
Департамент правосудия
Управление по связям с общественностью
[К2]Материалы Дела
[К3]Материалы дела
[К4]Материалы дела
[К5]Материалы Дела
[К6]Материалы Дела
[К7]Материалы Дела
[К8]Это касается части 130 Международные правила торговли оружием (ITAR) в США
[К9]Из Соглашения
[К10]Из Соглашения