Году в 2019 позвонил мне старый знакомый юрист, с которым мы долгое время работали над комплексным локализационным проектом. Звонил Артем (назовем его так) с концептуальным вопросом: где бы я посоветовала повысить квалификацию, чтобы полученные знания открыли новые карьерные пути? Артем рассматривал варианты получения LL.M., различные тематические программы для юристов. Я, не задумываясь, выдала ему: «Тебе нужно идти на медиацию! Это самое полезное обучение из всего, что я проходила в своей жизни!».
Я и правда думаю, что у меня, практикующего юриста и комплаенс-менеджера, успешно прошедшего различные российские и зарубежные образовательные программы, не было в жизни обучения полезнее, применимее и глубже (по уровню воздействия на профессиональные и, безусловно, личные навыки), чем обучение медиации.
Что же такое медиация? Медиация – это способ рассмотрения спорных ситуаций, где стороны с помощью третьего лица, профессионального медиатора, могут в доверительной и безопасной обстановке обсудить различные аспекты своего конфликта, понять, что движет оппонентом и попытаться найти точки соприкосновения, прийти к взаимовыгодному и жизнеспособному решению.
Но ведь, скажете вы, не каждый юрист (а тем более, комплаенс-специалист) стремиться разрешать какие-либо конфликты или имеет возможность участвовать в переговорах. Где же тогда юристу применить полученные знания?
Для меня ответ такой – полученные на обучении медиации знания и навыки применимы повсеместно, так как через призму процесса медиации на программе дается очень много знаний об эффективной коммуникации и конфликтологии. Даже больше: в нашем новом мире, где все стало настолько стандартно, высокотехнологично, быстро, а еще прозрачно и завязано на soft skills, умение слышать других, видеть незримые пересечения интересов, казалось бы, несовместимых позиций, понимание механики конфликта и того, как наши собственные слова могут быть восприняты со стороны, становится очень востребованным и дает неоценимое профессиональное преимущество на рынке труда, позволяют не просто позиционировать себя как бизнес-партнера, но и быть им, даже в сложных и «горячих» ситуациях. Человеческая открытость и искренность, умение сохранять конфиденциальность, нейтральность, непредвзятость, уважение к людям (несмотря на разность позиций), веру в то, что другие сами знают, что им нужно и способны самостоятельно найти выход из сложившейся жизненной ситуации, а твой опыт и шаблонные решения в твоей голове, основанные на твоем опыте – не истина в последней инстанции – все эти качества, лежащие в основе установок медиатора, также очень ценятся и помогают строить карьеру в любой сфере, как горизонтальную, так и вертикальную. Для юристов и комплаенс-специалистов такие качества становятся особенно ценны, так как, по моим наблюдениям, довольно редко встречаются вместе у представителей наших профессий и не ставятся в какой-либо план вузовского обучения. Хорошая новость в том, что сейчас всему этому можно научиться, причем через собственный опыт, а не просто в теории.
Обучение, которое я проходила в 2017 году, на 70% состояло из практических занятий: отработки кейсов, основанных на типовых конфликтах в бизнесе и в семейных отношениях. 30% учебного времени уделялось обсуждению теоретических основ медиации, выполнению письменных домашних заданий.
В ходе выполнения задания каждый из участников группы выступал либо медиатором, либо стороной конфликта, либо наблюдателем и таким образом имел возможность увидеть и почувствовать ситуацию с совершенно разных ракурсов.
Очень интересно и необычно для меня была логика процесса обучения: сначала преподаватели ставили какую-то коммуникационную задачу, давали ученикам самостоятельно вляпаться в самые простые и типовые ошибки, а затем подробно, на только что случившемся примере, объясняли, что было сделано не так, какой это возымело эффект и как можно было сделать по-другому.
Шаг за шагом тебя погружают в процесс и теорию медиации, каждый раз усложняя задачу и повышая планку. Структура медиации очень проста в теории: знакомство медиатора и сторон, объяснение правил процесса, изложение каждой из сторон фактических обстоятельств дела, формирование повестки (круга вопросов, подлежащих обсуждению в ходе процесса медиации), прояснение интересов сторон (самый важный и сложный этап), выработка решения и закрепление его документально. На практике же, когда ты находишься в процессе в качестве стороны или даже наблюдателя, никакого четкого водораздела между этапами не прослеживается, и совсем не ощущается, что процесс прост и понятен. Иногда все происходящее (и это в учебных условиях, на примере выдуманных кейсов!) выглядит как неконтролируемый обмен колкостями и хаос.
Так процесс медиации может выглядеть только со стороны. Хороший медиатор всегда контролирует происходящее и возвращает общение сторон в формат того этапа, где они находятся, не позволяет им скатиться к тому стилю коммуникации, который привел к противоречиям и необходимости в привлечении посредника, продвигая стороны вперед, к консенсусу и решению.
Для того чтобы рулить процессом и воздействовать на стороны, у медиатора есть несколько инструментов. Во-первых, это мировоззренческие установки медиатора, проявляющиеся во всей коммуникации медиатора со сторонами, такие как «мир изменчив, люди и их мнение может меняться», «все люди разные и равные» и т.п.
Во-вторых, — это техника задавания медиатором сторонам открытых вопросов и сверка со сторонами понимания тех смыслов, которые они вкладывают в ответы, через перефразирование или отзеркаливание. Это очень мощный инструмент, который зачастую позволяет помочь другой стороне понять, что же происходит в голове у оппонента, увидеть в нем человека, а не противника.
В-третьих, — это «я – стратегия»: озвучивание медиатором в подходящий момент своего собственного искреннего отношения и эмоций от происходящего и потенциального влияния на процедуру. В быту мы часто используем нечто подобное, называя это «я – сообщениями». Это поистине эффективный и обезоруживающий способ изменить вектор коммуникации, направить ее в конструктивное и созидательное русло.
В-четвертых, это метакоммуникация, вербализация некого helicopter view относительно динамики происходящего в ходе процедуры. Этот инструмент довольно сложен, и чтобы его применять, медиатор должен, на мой взгляд, обладать очень высоким самосознанием и опытом в коммуникации и медиации.
Звучит, возможно, многообещающе, но сложно. Это и правда непростой курс. Его невозможно пройти и сдать экзамен, полностью не погрузившись в процесс, не прочувствовав на глубинном уровне все те установки и, если хотите, философию медиатора, которая позволяет ему быть волшебником, виртуозным коммуникатором и переговорщиком, трансформатором конфликта, обид и претензий в решение, принятие и, возможно, сочувствие. Но могу сказать, что по итогам повторного обучения (которое теперь, в 2021 году, длится уже 6 недель, а не 4), со всей своей командой, что методика работает и можно сравнительно небольшими временными и финансовыми затратами развить в себе новые, очень глубокие и редкие качества, положительно влияющие не только на профессиональную, но и на личную сферу жизни. И Артем, который теперь является членом моей команды, полностью разделяет мое мнение: медиация – самое полезное обучение.
Автор – Мария Тюрникова
Руководитель отдела по юридическим вопросам и комплаенс АО «Рош-Москва»
Приглашаем топовых инхаус юриств России и СНГ на Legal Executive Summit – первое и единственное в своём роде неформальное юридическое событие, где нет ни слова о законах! На этот раз, встречаемся на Кипре!
Участникам предстоит глубокое погружение и активное включение в образовательную часть саммита в духе лучших школ MBA.
1. Образовательная программа
Тренинги и мастер-классы на тему лидерства, коммуникаций, влияния, развития себя и команд
2. Развлекательная программа
Экскурсия на винодельню “Oenou Yi”, игра в “Квиз, плиз!”, фуршеты, шоу, танцы, караоке, морская прогулка и водные виды спорта
Зарегистрироваться и узнать подробности можно по ссылке.