Сегодняшняя модель эффективного взаимодействия представителей бизнес-функций и комплаенс-менеджера строится на концепции бизнес-партнерства и сотрудничества, предполагает открытую и честную коммуникацию между участниками, доверие и нацеленность на достижение общего результата. Чаще всего результат – это реализация проекта, способствующего устойчивому развитию компании, но если брать в качестве примера социально ориентированную фармкомпанию – то еще и удовлетворение интересов пациентов как конечных бенефициаров, для которых и реализуются те самые проекты.
В отличие от стремительно уходящей в прошлое роли «внутрикорпоративного полицейского», «офицера» нынешний комплаенс-менеджер – полноправный член проектной команды, ценный ресурс для бизнеса, помогающий управлять рисками и, в силу глубокого и разностороннего опыта, проактивно предлагающий как идеи в области этики, комплаенс, корпоративного управления, так и в области бизнеса.
Казалось бы, мосты наведены, баланс найден, и благодаря резонансным FCPA-расследованиям и наложенным штрафам ценность этического ведения дел, соблюдение требований законодательства признаются высшим руководством и активно внедряются в корпоративные культуры. Действительно, в среднестатистической современной компании с развитой комплаенс-программой в настоящее время созданы довольно комфортные и взаимовыгодные условия для долгосрочного сотрудничества между представителями различных коммерческих функций и работниками отдела комплаенс. Вместе с тем на практике у комплаенс-менеджера неизбежно возникают рискованные и (или) неоднозначные ситуации, при которых подход бизнес-партнерства не работает в полной мере, а отношения с внутренним клиентом внезапно подвергаются проверке на прочность, требуя от комплаенс-менеджера применения всей палитры его «мягких» навыков и прокаченного эмоционального интеллекта.
Давайте разберем на примере Василия, комплаенс-менеджера в российском представительстве международной фармацевтической компании, какие челленджи подстерегают состоявшихся бизнес-партнеров на практике.
Case # 1 Внутреннее расследование
На очередной зум-встрече у Василия начинает вибрировать телефон – пришла целая серия приглашений в календарь от незнакомых коллег из штаб-квартиры с пометкой «Конфиденциально». Пишет глобальная команда из отдела внутренних расследований.
Василий в профессии уже около 5 лет, пришел в компанию недавно, до этого трудился на схожих позициях в других международных и российских компаниях в разных индустриях.
В теле письма мелькают знакомые названия – один из новых деловых партнеров компании, который только недавно прошел комплексную процедуру благонадежности поставщика, описание наистандартнейшей активности, к которой привлекался этот партнер. Затем идут имена офисных и региональных коллег, с которыми Василий плотно работает над несколькими проектами, а в доковидный период еще и частенько пил кофе на кухне и обсуждал «успехи» российской сборной по футболу.
И вот, самое интересное – информация о том, что в отношении этих коллег штаб-квартирой было инициировано внутреннее расследование в связи с возможным неэтичным взаимодействием между сотрудниками компании и ее партнерами. «Speak-up line работает», – пишут коллеги. Ну, подумал Василий, бывает, кто-то кого-то недопонял, глобальная команда разберется. Но письмо заканчивается словами, которые в вольном переводе можно изложить примерно так: «В соответствии с процедурой такие ситуации расследуются локальной командой, ждем от вас, Василий, апдейт через две недели». Василию раньше не доводилось проводить подобные расследования, но, обсудив со своим руководителем некоторые детали, он воспринял такой проект как профессиональный челлендж и с большим энтузиазмом приступил к работе.
Но как только Василий начал сбор документов и провел первые интервью, на поверхность вышли такие рабочие аспекты, о которых Василий как комплаенс-специалист и как коллега и приятель людей, находящихся теперь под его расследованием, ранее не задумывался.
Например, как комплаенс-менеджер Василий отвечает за отработку сигналов о некомплаентном поведении: сбор и проверку фактов, выстраивание гипотез, проведение непростых интервью, подведение итогов расследования, выводы и применение санкций в отношении коллег, с кем он постоянно работает в проектах, имеет доверительные и даже теплые отношения с некоторыми из них.
У Василия это первое расследование в карьере, и у него возникает много вопросов:
Как удержать баланс?
Как контролировать свои эмоции и продолжать работать с коллегой в проектах и одновременно рассматривать его действия на предмет наличия в них признаков нарушения корпоративных политик, норм индустрии, положений законодательства?
Наконец, как обеспечить нейтральность, объективность и беспристрастность?
В такой ситуации Василию может, например, помочь его комплаенс-коллега, который не работал и не общался так близко с коллегами под расследованием. Он может взять на себя интервью, минимизируя влияние на всю процедуру личных отношений между Василием и коллегами.
В таких благоприятных обстоятельствах Василий сможет выступить в качестве независимой стороны расследования, своеобразного медиатора, который спокойно расскажет всем вовлеченным сотрудникам про причины расследования, про процедуру и обеспечит конструктивный диалог в рамках всего расследования.
Но что делать, если у Василия нет возможности привлечь другого коллегу, если он один отвечает за функцию комплаенс в организации? Ниже некоторые рекомендации и лайфхаки по стратегии проведения расследований помогут Василию и всем оказавшимся в его ситуации.
- Вначале нужно очертить границы и договориться с собой: такая работа важна и необходима, она помогает компании вовремя выявлять и минимизировать серьезные риски, обеспечивает ее устойчивое развитие.
- Вина человека, в отношении которого поступил сигнал и ведется расследование, не доказана, пока оно не завершено, он может быть совершенно ни в чем не виновен. Задача комплаенс-офицера – собрать и всесторонне проанализировать факты, а не вешать ярлыки. Профессионализм комплаенс-офицера проявляется исключительно в условиях, когда он обеспечивает максимальную нейтральность при проведении расследования.
- Очень важна моральная и административная поддержка линейного менеджера, генерального директора, коллег из штаб-квартиры, если организационная структура позволяет. В стрессовой ситуации, которая, возможно, растянется на несколько месяцев, важно, чтобы было у кого спросить совета или помощи.
- Будьте максимально честны и открыты с теми, кто должен знать о расследовании (например, генеральный директор, линейный руководитель подозреваемого в нарушении), опишите им предстоящий процесс, роли его участников, предоставьте внутренние документы, описывающие процесс (и для этого сначала внимательно изучите все это сами, чтобы знать ответы на возможные вопросы). Всегда помните о конфиденциальности и обозначайте это требование вовлеченным лицам. О расследовании не стоит знать тем, кто никак в него не вовлечен, это может только породить тревогу внутри организации.
- При общении (в рамках интервью, например) с фигурантами расследования будьте спокойны, уверены в себе, вежливы и корректны – вы не следователь и не полицейский, ваша задача – определить контекст, проверить факты, понять мотивы, но никак не напугать человека (который, повторимся, всегда может оказаться ни в чем не виновен), лишить его покоя и концентрации на работе. И вам, вполне возможно, еще предстоит вместе долго и тесно работать, поэтому не делайте выводов до получения полной картины происходящего.
- Не стоит занимать и обратную, мягкую и «пушистую» позицию, успокаивать человека и искусственно снижать важность проводимого расследования. Вы делаете свою работу и вам нечего стыдиться. Just business.
Как мы видим, хотя взаимодействие комплаенс-функции и бизнеса уже перешло в партнерское и доверительное, по-прежнему на практике возникают нестандартные и стрессовые ситуации, требующие от комплаенс-менеджера активизации всех его профессиональных умений, понимания человеческой психологии, способности взглянуть на каждый новый челлендж свежим взглядом. Но ведь тем данная работа и интересна, что требует постоянного развития и самосовершенствования, не правда ли?