Статья будет полезна юристам топового звена и узкопрофильным экспертам. Из неё читатель узнает, что и как делать, чтобы работодатель охотился за тобой, а не ты за ним.
Что происходит?
По данным сайтов по поиску работы на одну вакансию директора по правовым вопросам приходится от 15 – 25 кандидатов. В лонглисте на должность директора по правовым вопросам в среднем 40-50 потенциальных кандидатов. Мой опыт по подбору юристов высшего звена показывает, что практически каждый второй руководитель правовой функции готов рассмотреть интересную вакансию. Но те редкие топовые должности, которые возникают на рынке, в 50% случаев закрываются по рекомендации.
В общем тенденцию последних лет можно описать так:
– Коллеги, спасайте, наш Петя (главный юрист компании) уходит и нужен такой же! – пишет коллегам директор по персоналу компании, имя которой можно встретить в рейтингах РБК и Forbes.
– Ребята, порекомендуйте скорее, кого знаете, только, чтобы не как Вася, а вот с такими перламутровыми пуговицами!
И вот коммерческие, финансовые и маркетинговые директора начинают сдавать контакты бывших коллег – руководителей по правовым вопросам, их замов, да и просто юристов, с кем им было комфортно когда-то работать. Дальше сарафанное радио приносит на почту эйчаров резюме потенциальных кандидатов. Интервью с кандидатами проходят в кратчайшие сроки, вакансия закрывается, не успев даже выйти во внешнее поле, кандидат и работодатель счастливы. А юридическое сообщество удивляется: «Ух ты, слышали, что в компании «Всея Руси» новый главный юрист?!»
Это, конечно, идеалистическая картинка мира. Но если потенциальный кандидат на роль руководителя правовой функции крупного бизнеса, хочет
- узнавать первым об интересных и редких вакансиях
- получать конкурентоспособные предложения о работе
требуется, чтобы на такую вакансию этого кандидата рекомендовали.
Что делать, чтобы оказаться в списке рекомендованных кандидатов?
Поделюсь советами из опыта коллег и своей рекрутерской экспертизы, которые хоть и не дадут 100% гарантии, но однозначно увеличат шансы попасть в круг избранных.
1. Развивайте личный бренд эксперта
Да, бренд давно стал обязательным атрибутом не только звёзд шоу-бизнеса, политиков и спортсменов.
Хорошая новость! Для популярности в нужных кругах, достаточно быть известным как профессионал, оставив информацию о частной жизни за кадром. Мне близок подход автора проекта WriteNow Анны Ивановой, которая говорит, что бренд эксперта — это статус “человек-ответ”.
Иными словами, можно быть звездой фейсбука, но никогда не получить работу, потому что ваше имя рождает в голове множество ассоциаций, но все они не про задачи, которые умеешь решать. И если вы хотите, чтобы при появлении вакансии ваше имя возникало в голове коллег первым, то:
1) Сформулируйте профессиональные идеи, которые вы хотите собой олицетворять.
2) Подготовьте резюме и самопрезентацию. Последнюю используйте в качестве сопроводительного письма, описания вашего опыта для участия в качестве спикера на конференции, в профилях социальных медиа.
3) Публикуйте экспертные тексты в формате статей, комментариев в юридических, бизнес и даже глянцевых журналах как The Paragraph Magazine.
2. Расширяйте сеть своих контактов
«Неважно, кого знаешь ты. Важно, кто знает тебя!» – о силе и пользе связей сказано много. Как же заводить новые знакомства, чтобы это выглядело не искусственным, а естественным событием и даже приносило радость?
1) Действуйте из парадигмы «чем я могу вам помочь?». Эксперты в сфере знакомств предлагают заменить слово «нетворкинг» на «нетгивинг». От английского слова «give» (давать). Автор книги «Дело не только в том, кого вы знаете» Томми Сполдинг акцентирует, что нетворкинг – это про то, как использовать связи в своих целях, а нетгивинг – как вы можете помочь другим людям реализовать их цели.
2) Тренируйте такие базовые техники нетворкинга, как начать разговор «small talk» и как представиться за 1 минуту «elevator pitch». И не забывайте написать «follow up» письмо, в котором вы напомните о знакомстве.
3) Формулируйте конкретные цели: с кем именно на этом мероприятии вы планируете познакомиться, кто может помочь вам в развитии курьеры?
4) И расширяйте сеть своих контактов:
- коллеги внутри компании
- коллеги из юридического сообщества
- коллеги из сферы бизнеса
- хедхантеры и рекрутеры
Я как юридический хедхантер постоянно работаю с рекомендациями, потому что благодаря им нахожу кандидатов с «закрытого рынка». Например, недавно устроила на работу директора по правовым вопросам, контактами которого со мной поделился партнер юридической фирмы, чьим клиентом кандидат являлся. А до этого на работу вышел юрист, с кем мы знакомы около 10 лет. Когда появилась вакансия, я первым вспомнила о нем и клиент его оперативно нанял.
Другой пример, когда на Legal Executive Summit, неформальной встрече лидеров юридических, корпоративных и GR команд, организованной The Paragraph, один из спикеров познакомился с гостьей мероприятия, и теперь она трудится у него в компании не замом директора по правовым вопросам, как раньше, а заместителем генерального директора в одной из дочек производственного холдинга.
Никогда не знаешь, откуда придет информация о вакансии, и кто вспомнит о твоем имени первым.
3. Прокачивайте те soft skills, которые будут востребованы в будущем
Чтобы вас в будущем порекомендовали в компанию мечты, нужно развивать те навыки, которые будут востребованы через 3-5-10 лет. Мир меняется, популярные навыки устаревают быстрее, чем мы успеваем их освоить.
HBR опубликовал статью «Компетенции неясного будущего». В ней авторы проанализировали восемь источников «компетенций будущего», предлагаемых такими авторитетными организациями, как Всемирный экономический форум в Давосе, консалтинговая компания BCG, Московская школа управления «Сколково», «Атлас новых профессий» и другие.
Выведены общие для всех профессий компетенции будущего:
- Взаимодействие и сотрудничество с другими людьми
- Мышление и решение проблем
- Обучаемость и открытость новому
- Инновационность и креативность
- Цифровые знания и навыки
- Осознанность и управление собой
- Междисциплинарное и межкультурное взаимодействие
- Управление (людьми, процессами, проектами, ресурсами)
- Этичность и социальная ответственность
- Ориентация на достижение результата
The Paragraph провел свое исследование и выяснил, что сами юристы называют наиболее востребованными следующие умения:
- адаптироваться к изменяющейся и инновационной среде
- понимать бизнес компании, клиента, стратегию развития, вникать в бизнес-процессы
- быстро принимать эффективные решения в условиях ограниченных и неоднозначных ресурсов (временных, человеческих…)
- учиться новому
- улучшать свою работу (систематизировать, автоматизировать)
- понимать, взаимодействовать и договариваться с людьми (коллегами, подчиненными, бизнесом, клиентами)
- эффективно организовывать свою работу
Как развивать эти навыки? Для начала честно оцените с чем вы будете работать: свои сильные стороны и зоны для развития. Определите свои профессиональные цели. А затем выбирайте конкретные тренинги. Наведите справки о тренере, уточните, для какой целевой аудитории предназначено обучение. Подумайте, какой результат вы ожидаете и как это отразиться на вашей карьере. Читайте книги, узнавайте теорию, подписывайтесь на экспертов, чтобы отслеживать тренды. Но, главное, внедряйте знания на практике. Ведь «знать и не делать, все равно что не знать».4
4. Не забывайте о hard skills
Работодатели ожидают, что юристы высшего звена уже обладают необходимым для современного топ-менеджера soft skills. Все чаще мои клиенты подчеркивают, что кандидат на должность руководителя по правовым вопросам должен разбираться в актуальном законодательстве, быть грамотным экспертом, а не только эффективным менеджером и говорить с бизнесом на одном языке. Получается, что вышеперечисленные soft skills для кандидатов топового уровня – это «гигиенический» минимум.
В своей презентации на Legal Executive Summit вице-президент МТС Руслан Ибрагимов подчеркнул тенденцию к переходу важности от soft skills к hard skills для топовых юристов: «знания которые мы получали вчера сегодня неактуальны, знания, которые мы получаем сегодня будут неактуальны завтра. И это происходит в связи с развитием технологий. Роль hard skills вновь возрастает, и экономика, и право становятся цифровыми, и мы находимся в ситуации начала. Поэтому матчасть в области цифрового права становится обязательна к обучению и для главных юристов компаний.»
Как эти hard skills помогут в том, чтобы вас рекомендовали на вакансию? Если вы будете пионером в развитии цифрового права в своей отрасли, тем, кто не только использует законы во благо бизнеса, но и помогает их создавать, того будет знать и юридическое, и бизнес сообщества. Для этого нужно входить в бизнес-образования, профильные комитеты и участвовать в законодательных инициативах.
5. Концентрируйтесь на результатах.
Какими бы связями вы не обладали, каким бы популярным экспертом вы не были, как бы хорошо вы себя не презентовали, все это бессмысленно, если вы не показываете результаты.
И показывать результаты означает сразу две вещи:
- Во-первых, показывать их на практике.
- Во-вторых, уметь показывать их в самопрезентации, на собеседовании, форуме и т.д.
Иными словами следует думать о себе и своей деятельности с позиции результатов, а не должностных инструкций.
С учетом того, что кандидатов на вакансии высшего юридического звена в разы больше, чем релевантных вакансий, работодатели могут позволить себе выбирать. И придется постараться, чтобы оказаться первым среди лучших.
Как оценить свой профессиональный багаж и определить основные точки роста карьеры? Какие вопросы задавать и техники использовать, чтобы продолжить развитие? Как формулировать достижения, чтобы твой опыт оценил работодатель? Какие карьерные траектории возможны? Как спланировать завершение карьеры? Об этом и многом другом узнают участники Legal Executive Summit 2019 на интерактивном мастер-классе “Карьерные траектории лидеров команд” и Legal Talks, где обсудят светлое или не очень будущее юридической профессии в среднесрочной перспективе: объективные факторы, ожидания и рыночные тренды 2020.
26 – 29 сентября, Баку, 3 насыщенных дня, 20+ спикеров и топовых тренеров, 100+ гостей – лидеры команд по юридическим, корпоративным, комплаенс вопросам, связям с государственными органами и управлению непрофильными и проблемными активами.
Первое и единственное неформальное юридическое событие, где нет ни слова о законах! Только практические темы, актуальные лидерам команд, честные и вдохновляющие истории, глубокие смыслы и искреннее общение.
Регистрация и подробности на сайте www.legalsummit.ru