— А у вас нет такого же, но с перламутровыми пуговицами?
— К сожалению, нет.
— Нет? Будем искать.

Слушая диалог из киношедевра «Бриллиантовая рука», поймала себя на мысли, что уж больно напоминает разговоры с клиентами в последние годы. Только вместо халатов, резюме кандидатов. Вместо пуговиц – разнообразные требования к опыту и навыкам.
Компания объявляет о поиске главного юриста и начинает смотрины – отбор резюме и просмотр кандидатов. Последних, на радость работодателям, на рынке предостаточно.

20-30-40, а порой и 50 потенциальных кандидатов на 1 место. И опыт у них похожий, и навыки, да и учились большинство в одних и тех же вузах, двигались по схожей карьерной траектории. Конечно, каждый из кандидатов уникален. Но сначала работодатели судят соискателей по внешнему виду – резюме, как по тому самому халату.

Смотрит компания на одно резюме, потом на ещё одно похожее, и ещё, и ещё. На интервью слышит схожие истории юристов, которые к тому же демонстрируют аналогичные компетенции и мотивацию. Работодатель увлекается поиском халата-резюме с перламутровыми пуговицами. А кандидаты растерянно удивляются, почему же среди равных претендентов компания выбирает другого.

О чём нужно знать кандидатам, претендующим на руководящую вакансию? Что влияет на выбор работодателя, когда компания ищет топового инхаус юриста? Какого кандидата выберут среди других 30-50 претендентов?

Делюсь своей экспертной позицией, которая основывается на тринадцатилетнем опыте подбора руководителей по правовым вопросам, бенчмаркинге и оценке юридической функции. Я выделяю 2 крупных блока, из совокупности которых складывается решение работодателя.

Блок первый

Блок первый – «гигиенический минимум». Им обладает большинство топовых инхаусов крупных компаний:

1) Профессиональные знания и экспертиза

Так называемые hard skills. Исследования говорят, что от этих навыков зависит всего лишь 25% успеха топ-менеджера. В отношении лидеров юридических функций, по моему мнению, эта статистика не совсем верна.

Не будет главный юрист компании успешен и, скорее всего, будет уволен, если не разбирается в современном законодательстве: тем более оно так быстро меняется, что не каждый за ним успевает. Бизнесмен хочет прийти и оперативно получить ответ на вопрос, а не ждать пока информацию найдут, перепроверят и сообщат решение. Для этого нужно как минимум разбираться в отраслевых особенностях.

К счастью, в современных реалиях большинство кандидатов такого масштаба отлично знают и специфику законодательного регулирования своего бизнеса и отрасли в целом, быстро умеют адаптироваться к новым сферам, имеют опыт оптимизации и автоматизации юридической функции, выстраивания бизнес-ориентированного подхода и т. д.


2) Soft skills – мягкие навыки

Опытные топовые инхаусы после 10+ лет в роли руководителя прокачали навыки тайм-менеджмента, ведения сложных переговоров, управления командой и т. д. настолько, что сами могут проводить тренинги по этим направлениям. Конечно, кому-то требуется тонкая настройка конкретных компетенций, но это уже дело «техники».
Существует определённый набор «мягких навыков» необходимых каждому успешному топ-менеджеру и главному юристу компании в частности.

Среди них навык:

? понимать бизнес компании, клиента, стратегию развития, вникать в бизнес-процессы;
? адаптироваться к изменяющейся и инновационной среде;
? быстро принимать эффективные решения в условиях ограниченных и неоднозначных ресурсов (временных, человеческих…);
? учиться новому;
? улучшать свою работу (систематизировать, автоматизировать);
? понимать, взаимодействовать и договариваться с людьми (коллегами, подчинёнными, бизнесом, клиентами);
? эффективно организовывать работу.

Обладает ли большинство кандидатов на роль лидера юридической команды этими навыками? Да, обладают. Иначе бы не стали топ-менеджерами крупных компаний.

Итак, что мы видим в итоге? Если претендуете на роль главного юриста компании, то отстроиться от конкурентов на уровне ard и soft skills достаточно сложно. Компании будут выбирать среди приблизительно равнозначных кандидатов.

Что же влияет на принятие решения? Какой секретный элемент поможет кандидату занимать самые редкие и привлекательные вакансии на рынке? Ответ кроется в блоке 2 и здесь можно выделить следующие факторы.

Блок второй

3) Умение юриста создавать правила игры для бизнеса

«Продвинутый» руководитель не просто следит за постоянными изменениями законов, а как минимум пытается влиять на их создание и как максимум сам создаёт. Для этого следует не просто состоять в различных комитетах при ТПП, Государственной думе, а являться инициатором процессов. В дополнение такой главный юрист проактивно двигает изменения внутри компании, а не просто выполняет функцию бэк-офиса.

4) Совпадение парадигм

не только в разрезе стратегии развития компании, но и на уровне жизненных ценностей и культуры является одним из ключевых факторов при отборе топовых юристов. Конечно, можно подготовиться, прочитать о миссии и ценностях компании, постараться выдать социально ориентированный ответ на интервью. Но в первые же месяцы станет ясно, что вам не по пути и никакая заработная плата не удержит, если вы и компания находитесь в разных системах координат.

5) Химия

Волшебный элемент пытались найти все «алхимики» рекрутеры и кандидаты мира. Но никому так и не удалось раскрыть его состав. Химия либо случается, либо нет. И этот факт нужно просто принять, влиять на него невозможно. Пройти успешно 3,5,7 интервью, а после встречи с CEO или акционером вам просто скажут «химии не произошло» и возьмут другого кандидата.

Есть, конечно, ещё элемент везения. Чтобы резюме попало правильному человеку в правильное время. Или чтобы компания доверяла экспертизе хедхантера настолько, что он смог убедить клиента именно в вашей кандидатуре. Чтобы вас рекомендовали нужные люди. И другие случайные совпадения. Но в целом выбор главного юриста компании для работодателей становится длительным поиском перламутровых пуговиц, а для кандидатов такого уровня – то погоней за журавлём в небе, то удержанием синицы в руках.

Автор Ольга Демидова, юридический хедхантер, основатель The Paragraph

~~~~~~~~

Ольга Демидова
Юридический хедхантер
Основатель The Paragraph и Legal Executives

Как оценить свой профессиональный багаж и определить основные точки роста карьеры? Какие вопросы задавать и техники использовать, чтобы продолжить развитие? Как формулировать достижения, чтобы твой опыт оценил работодатель? Какие карьерные траектории возможны? Как спланировать завершение карьеры?  Об этом и многом другом узнают участники Legal Executive Summit 2019 на интерактивном мастер-классе “Карьерные траектории лидеров команд” и Legal Talks, где обсудят светлое или не очень будущее юридической профессии в среднесрочной перспективе: объективные факторы, ожидания и рыночные тренды 2020.

26 – 29 сентября, Баку, 3 насыщенных дня, 20+ спикеров и топовых тренеров, 100+ гостей – лидеры команд по юридическим, корпоративным, комплаенс вопросам, связям с государственными органами и управлению непрофильными и проблемными активами.

Первое и единственное неформальное юридическое событие, где нет ни слова о законах! Только практические темы, актуальные лидерам команд, честные и вдохновляющие истории, глубокие смыслы и искреннее общение.

Регистрация и подробности на сайте www.legalsummit.ru

Предыдущая статья7 привычек, от которых легко отказаться на новой работе
Следующая статья5 must read книг не о праве для юристов