Журнал The Paragraph Magazine взял экспертное интервью у Веры Коцюбы, тележурналиста, педагога по технике речи, «голоса» телеканала «Москва-24».
Слово – невероятно мощный инструмент, оно может убить человека или привести его к вершине успеха. Но важно, как это слово сказано. Вы можете быть сколь угодно умным, грамотным и знать тысячу аргументов. Но главное, как убедительно подать свое знание. Иначе даже в сильной позиции результата не будет. Нужно постоянно цеплять публику. Для людей, выступающих перед аудиторией, в том числе и юристов, есть два секрета успешных публичных выступлений. Первый – захватить аудиторию, а второй – уметь ее удержать. Начинаем с интересного примера и сразу погружаем слушателей в тему. Если зал заскучал, меняем позу, включаем жестикуляцию.
Давайте абстрагируемся и вспомним ораторское мастерство Владимира Ильича Ленина. Очевидно, что люди пошли за ним, потому что он говорил об их проблемах. Показывал, что у него и у народа общая задача, объединял себя с другими людьми.
Человек, который стоит на трибуне, должен выделить общую со слушателями задачу и сказать: «Дорогие мои, я понимаю вас. Я такой же, как вы». После этого уже можно детально разбирать ситуацию и склонять слушателей на свою сторону.
Какие ошибки для оратора могут оказаться роковыми? Над чем нужно работать в первую очередь?
Главная проблема – волнение. С этим можно и нужно бороться, есть специальные упражнения для снижения тревожности. Неправильно, если вы читаете подготовленный заранее текст, а не проговариваете его. Человек один раз заглянул в шпаргалку, другой – и вот он уже читает по бумаге. Конечно, его никто не слушает. Нас слышат только, когда мы держим визуальный контакт с аудиторией. Есть неразрывная связь между тем, куда мы смотрим и как нас слышат там, куда летит наш голос.
Следующая ошибка – формальное вступительное слово и заформализованность всего текста: планы, отчеты. Старт должен быть мощным. В любом выступлении важны сильное вступление и сильная концовка, а в середине можно приводить любые цифры и факты. Но главное – как можно больше примеров и контрастных сравнений.
Часто встречаются дефекты речи. Как правило, голоса у людей связочные, то есть человек говорит на связках, не подключая грудной резонатор. Отсюда слабые, тихие, тонкие голоса. А при усилении громкости голоса даже переходят на визг. Негативно воспринимается тихий голос. Чтобы говорить тихо, надо обладать грудным голосом и делать это на низких тонах: то затихать, то нарастать с поставленными паузами. К такой манере речи будут прислушиваться. У человека может быть невнятная речь, он может проглатывать часть слова или его окончание, говорить: «буэт» вместо «будет», «тока» вместо «только», «скока» вместо «сколько». Естественно, такая речь воспринимается хуже или не воспринимается вовсе.
В речи нужно соблюдать паузы. Менее важное проговаривается быстрее, а то, на чем нужно заострить внимание слушателей, значительно медленнее. Это называется темпоритмом речи. Основная мысль повторяется по ходу выступления несколько раз в различных интерпретациях.
Может ли человек научиться убедительно говорить без посторонней помощи? Какие упражнения Вы посоветуете для этого?
Иногда людям удается развиваться без посторонней помощи. К сожалению, специализированной литературы крайне мало. В интернете огромное количество бесполезных статей, написанных непрофессионалами. Стоит посмореть видео с интервью Ларри Кинга. Поискать публикации Светланы Макаровой – удивительного педагога по технике речи. Она учит не просто дикции, но и самому главному: доверительному разговору. Прочтите основные правила проведения интервью. Человек может преуспеть в самостоятельном развитии речевого навыка, только если он любит свое дело и понимает, о чем говорит.
Сейчас я работаю с юношей, который занимается продажами. Он неплохой разговорщик, не остановился в саморазвитии, много читает. Знает, что нужно смотреть на клиента, чувствовать его психологическое состояние и не напирать, как торговец в электричке. Ему не хватает только технической речевой базы. Например, он слишком быстро говорит. Человеческое ухо не в состоянии воспринимать быструю речь – сигнал от человека к человеку должен поступать на определенной скорости. Если я, представляясь, буду строчить, как из пулемета, вы вряд ли запомните даже мое имя.
Сегодня много различных обучающих курсов. Что выбрать?
На рынке огромное количество различных образовательных программ по ораторскому мастерству. Выбирая, нужно внимательно смотреть данные педагогов: сколько лет они в профессии, чем занимались и где учились.
Есть люди, которые вроде бы многому научились, посещая разные тренинги. Но ничего толкового у них не выходит. Получается эдакий шоу мен: говорит без умолку, но аудитория кроме игры одного актера, никаких необходимых для себя знаний и навыков не получает. В любом случае начинать нужно с техники речи, а дальше двигаться в сторону развития коммуникативных навыков: переговоры, дебаты, интервью, работа с клиентами, презентации.
На все подряд курсы бегать нельзя. В ораторских школах речь адаптируют под любого выступающего. В школах актерского мастерства совсем другая техника, и людям бизнеса она не нужна. Для начала займитесь собственным выговором, начните бороться со словами-паразитами. Запомните, аканье в речи возникает, только когда человек подбирает слово. Значит, подбирайте его молча. Гораздо приятнее видеть перед собой думающего человека, чем персонажа, использующего для связи между словами междометия «а», «э», «так сказать», «как бы». Чтобы обогатить свой словарный запас, тренируйтесь. Хорошо, если вы задумались и подбираете яркий эпитет, а вот если вы молчите и не знаете, что сказать, уже проблема.
Для этого есть крайне простое упражнение. Возьмите любое слово (например, «родина») и подберите к нему минимум восемь аналогий: «отчизна», «отечество», «родной дом», «место, где ро-дился»… Если подобрали только 3-4 аналогии, и идеи закончились, задайте вопрос поисковику. Это нехитрое упражнение при ежедневном использовании качественно обогащает словар-ный запас. Чтобы избежать нагромождения повторений словосочетания «наша компания», попробуйте простые аналогии: «наше предприятие», «наша организация», «наш коллектив», «наша коман-да». Ведь понятно, о чем идет речь. При употреблении разных слов вашу речь будут воспринимать легче.
Поделитесь каким-то простым упражнением для снятия страха перед публичным выступлением?
Спросите любого человека, почему он волнуется. Если человек говорит: «Я боюсь» (неважно чего: забыть текст или выглядеть смешно), – значит, он думает только о себе. Это эгоизм. Запомните: о себе мы думаем, только когда готовимся. Как только мы шагнули на сцену, переключаем внимание с себя на людей. Нужно вести внутренний диалог. Во-первых, убедить себя, что в зале собрались замечательные люди, во-вторых, помнить о цели выступления, знать, кто ваша аудитория и что она должна сделать после ваших слов: заключить новый контракт или изменить свое мнение.Перед самым выходом можно немного сбросить адреналин. Когда мы волнуемся, адреналин резко бьет в голову, от этого сжимается голос. Нужно скинуть его. Резко встряхните руками, интенсивно поработайте пальцами рук несколько секунд пошевелите пальцами ног.
Всегда тщательно готовьтесь к любому выступлению и имейте в запасе много различных примеров и историй, подтверждающих ваши аргументы. Это называется сторителлинг.
Разве таким образом можно сделать серьезный доклад?
Послушайте доклад какого-нибудь средне-статистического чиновника: «За истекший период в рамках программы комплексного развития за счет средств федерального бюджета в Москве построено и сдано в эксплуатацию порядка 30 объектов социального назначения…» Сколько здесь канцеляризмов! Попробуем рассказать то же самое, но увлекательнее: «Хочу всех нас поздравить. Вчера я был на празднике в честь открытия в нашем районе потрясающего парка аттракционов. Он красивый, безопасный и функциональный, каждый из вас может гулять в нем с семьей и детьми. А ведь таких парков в этом году мы построили целых 30!». Это элементарный пример.
Призываю постоянно использовать сторителлинг для слушателей, которые от технического текста легко могут заскучать. Начинайте со слов: «Я расскажу вам одну историю», – и только потом переходите к общей информации и статистике. Высший пилотаж – когда удается каждый аргумент подтверждать историей.
Как правильно использовать и истолковывать язык жестов?Жесты и мимика развиты у человека на генетическом уровне. Наши пращуры изначально изъяснялись исключительно с помощью этих инструментов. Предложите кому-нибудь описать общего знакомого или знаменитость очень высокого роста и понаблюдайте за его реакцией. Первое, что сделает человек, еще не успев сказать ни слова, приподнимет руку. Если вы увлечены и хорошо владеете текстом, жесты даже отрабатывать не нужно – они в любом случае будут правильными. Но стоит помнить, что параллельно вытянутые руки – это жест воинственности, защиты или нападения. Лучше, если одна рука будет более активна, вторая – менее. Нельзя зажимать кулаки и складывать руки перед собой или сзади – аудитория должна их видеть.
Кто считается лучшим оратором современности?
Лично мне нравится стиль Стива Джобса. Его презентации сродни театрализованному представлению. Он умел говорить без напряжения. Слушаешь его и реально не можешь оторваться.
Беседовала: Ксения Богданова