Интересный факт: наиболее значимые ощущения, которые люди испытывают на рок-концертах, групповых занятиях фитнесом и танцевальных флешмобах могут быть ключом к совершенствованию работы юридических фирм, школ и сообществ. Понятие «переключение на коллективное мышление», предложенное социальным психологом Джонатаном Хайдтом, может дать толчок для развития нашей профессии.
Хайдт определяет переключение на коллективное мышление как «адаптацию в целях сплочения групп и, следовательно, усиления их конкурентоспособности». Феномен переключения на коллективное мышление проявляется в том случае, когда отдельные личности осознают, что они являются частью коллектива и сливаются с ним; они выходят за пределы личных интересов и вкладываются в нечто большее. В течение многих тысячелетий величия достигали группы, научившиеся действовать синхронно, а не разрозненно.
Психологи, разделяющие точку зрения Хайдта, изучали такие явления, как «мышечная связь». К примеру, в армии подобные связи вырабатываются при синхронном передвижении. Когда люди совершают синхронные ритмичные движения, то иерархии, границы и жёсткие рамки между ними исчезают на какое-то время. Аналогичным образом групповые ритуалы (например, танцевальные флешмобы, фестивали и карнавалы) вызывают «коллективный подъем» — чувство наэлектризованности и восторга, которое способно приглушить человеческий эгоизм, сделать людей более чуткими и заставить их сосредоточиться на слиянии в общность, а не на личном. Как только это ощущение «взаимосвязи» инициирует переключение на коллективное мышление, мы моментально забываем о себе, начинаем доверять людям и создавать коллективы.
Если нам хочется, чтобы все люди и сообщества в рамках юридической профессии процветали настолько, насколько это возможно, мы должны задуматься о том, каким образом переключение на коллективное мышление способно превратить департамент или отдел из разрозненной группы лиц в здоровый коллективный социальный организм. Хайдт подчёркивает, что зацикленность на себе может помешать счастью; чтобы по-настоящему процветать, мы должны периодически становиться органической частью сплочённого коллектива.
Случаи переключения на коллективное мышление
Я припоминаю три ярких эпизода переключения на коллективное мышление из своей жизни. Первый случай произошел на концерте группы «U2» на Олимпийском стадионе в Риме. Фанаты устроили группе сюрприз по предварительной договорённости. Во время исполнения песни «With or Without You» («С тобой или без тебя») тысячи фанатов взяли в руки раскрашенные листы бумаги (приклеенные скотчем под сиденьями), создав огромное изображение коротколистной юкки (использованной на обложке альбома, выпущенного группой в 1987 году) Вокалиста группы «U2» Боно захватили эмоции, и он замолчал во время исполнения песни.
Во второй раз я почувствовала переключение на коллективное мышление несколько лет назад в Нью-Йорке во время занятия на велотренажёрах (оно состоялось утром в День благодарения): грохот музыки, кручение педалей, напряжение мышц. Всех присутствующих объединил дух физического благополучия и эмоциональный подъем.
В третий раз я испытала это чувство, когда друг пригласил меня на футбольный матч между «Ромой» и «Болоньей». Внезапно толпа начала качаться плечом к плечу, распевая гимн «Ромы» и размахивая пурпурно-красными и золотисто-желтыми флагами. Истинное волшебство. В эти моменты все мои мелочные эгоистичные заботы исчезали. Я ощущала мощную связь с людьми. Я чувствовала мотивацию и вдохновение, чтобы изменить мир к лучшему.
Есть ли место коллективному мышлению в юридических фирмах?
Какое отношение все это имеет к профессии юриста? К счастью, феномен переключения на коллективное мышление не ограничивается развлекательными мероприятиями наподобие концерта группы «U2», занятиями на велотренажёре и футбольным матчем в Италии. Поскольку переключение на коллективное мышление — это феномен, способный обеспечить сплочение любой группы, Хайдт утверждает, что лидеры могут использовать его для стимулирования успешности группы, в том числе в конкуренции с другими коллективами.
Хайдт отмечает огромное значение этого понятия для понимания тех методов, которые будут использоваться будущими лидерами для создания организаций и управления ими. Он выделяет организации, которые управляются транзакционными лидерами, мотивирующими посредством должностных полномочий на использование «кнута и пряника», и организации, которые управляются трансформационными лидерами, создающими социальный капитал и доверительные отношения с сотрудниками.
Хайдт полагает, что члены сплочённого коллектива усерднее трудятся и испытывают больше радости и энтузиазма в ходе работы. Они менее склонны менять рабочее место ради более заманчивых перспектив. Далее он сообщает, что сплочённые коллективы имеют более высокие показатели, чем менее сплочённые группы. С другой стороны, Хайдт пишет, что «попытки стравливать людей в борьбе за ограниченные ресурсы (например, премии) уничтожают коллективизм, доверие и моральный дух».
К сожалению, традиционное юридическое образование и модели юридической практики не культивируют синхронность, единство и доверие внутри коллектива. Вместо этого мы зачастую сталкиваем людей в ожесточённой и нездоровой конкуренции, в которой выживает сильнейший. Устаревшие образовательные традиции укрепляют миф о единственном пути к успеху в юридической школе. Метод Сократа используют для устрашения. На экзаменах учитывается 100% семестровых оценок, применяются жёсткие кривые оценок, рейтинги групп, селективные механизмы поощрения, включая членство в редакционной коллегии обзора судебной практики и коллегии адвокатов. Все это укрепляет мышление дефицита. Аналогичным образом множество юридических фирм год за годом полагается на одни и те же показатели при подборе новых кадров и, следовательно, по умолчанию используют системы вознаграждения, стимулирующие личный интерес в ущерб здоровью коллектива.
Хорошая новость: мы можем это изменить. Мы можем экспериментировать с новыми подходами в образовании и развитии, которые активируют переключение студентов юридических факультетов и действующих юристов на коллективное мышление. Руководители юридических организаций, которые знакомы с фундаментальными принципами переключения на коллективное мышление, могут моделировать системы, проекты и взаимодействия, которые зажгут искру гордости, лояльности и энтузиазма в участниках сообщества. Очевидно, что некая структурная иерархия естественна для таких профессий, как юриспруденция. В этой профессии мы наращиваем опыт, берем на себя руководящие роли и направляем менее опытных коллег. Однако временный отход от иерархии может пойти на пользутколлективам и группам. Антрополог Виктор Тернер поясняет, что периодический «отход от структурности» посредством групповых ритуалов, в ходе которых границы и иерархии временно размываются, усиливает гуманизм и стабильность таких структур после возвращения к ним сообщества. Инициирование переключения на коллективное мышление
Хайдт предлагает три пути развития коллективизма в организации, команде или компании:
● Определите общие ценности и идентичность и цените их по достоинству.
● Создавайте условия для развития синхронности физических движений.
● Обеспечивайте здоровое и дружеское соперничество между командами.
Пандемия подчеркнула влияние ощущения связности и общности на наше личное психическое здоровье и благополучие. Примечательно, что Хайдт освещает то, каким образом синхронность физических движений и работа в команде могут инициировать переключение на коллективное мышление и укрепить единство коллектива. В качестве примера он приводит компанию «Тойота», где каждый день во всех подразделениях начинается с зарядки. У меня был похожий опыт во время участия в Zoom-конференции в течение выходных. Организаторы пригласили лидера танцевального онлайн-сообщества Daybracker, чтобы он проводил для участников конференции 45-минутный танцевальный перерыв в Zoom. Сначала мне казалось крайне неловким и глупым танцевать перед экраном (и я отключала видео), но затем я решила перестать смущаться, включила видео и стала участвовать. К концу танцевальной паузы я почувствовала тесную связь с другими участниками.
Если групповая деятельность (даже такая простая, как синхронная растяжка в середине дня) кажется нереальной в случае с юристами — особенно с учетом того, что не каждый может принимать участие в физических упражнениях — следует использовать творческий подход. Хайдт отмечает альтернативные способы переключения на коллективное мышление посредством чувства благоговения и здорового командного соперничества.
Чувство благоговения предполагает прохождение нескольких этапов. Сначала мы воспринимаем что-то осязаемое (потрясающий горный хребет, многоуровневый водопад, восхитительное произведение искусства), интерактивное (рок-концерт, бродвейское шоу, спортивное мероприятие) или концептуальное (мирный протест, волнующая политическая речь, поэзия), от чего нас бросает в холод. Внезапно мы ощущаем себя маленькими, незначимыми, временно обездвиженными.
В своей книге «Сила смысла» Эмили Эсфахани Смит отмечает: «Благоговение бросает вызов ментальным моделям, используемым нами для интерпретации окружающего мира. После этого нашему разуму приходится обновлять эти модели для объяснения наших недавних ощущений. Пока нас трясет от подобного электрического заряда благоговения, наш разум отсеивает и сортирует воспоминания прошлого, стремясь втиснуть в них этот новый мощный возмутитель спокойствия.
Социальный психолог Барбара Фредриксон поясняет, что благоговение имеет столь сильное влияние, поскольку оно балансирует на грани безопасности; оно сочетает в себе положительные эмоции, например, вдохновение, с другими ощущениями, такими как страх. Но в итоге благоговение приводит к выходу за рамки собственной обыденности. Благоговение способно воспламенить стремление к положительным изменениям в нашем восприятии мира и нашем месте в нем.
Юридические сообщества могут рассмотреть возможность создания ситуаций, вызывающих коллективное благоговение. Даже во время пандемии можем ли мы побудить друг друга выйти из дома, оценить природное явление, вызывающее в нас благоговение, а затем обменяться впечатлениями об этом опыте? Можем ли мы испытать единение с членами группы на виртуальных музыкальных концертах или сценических представлениях? Когда мы сможем безопасно встречаться оффлайн, сможем ли мы объединиться для работы над гуманитарными инициативами и благотворительными проектами в наших сообществах? Мы можем укрепить дальнейшее развитие коллективизма, выполняя эти действия в группах подразделений или устоявшихся рабочих группах, обеспечивая здоровое и дружеское соперничество между командами.
Хайдт подчеркивает, что зацикленность на себе является помехой нашему счастью. В профессию юриста можно привнести немного коллективизма. Мы вместе работаем в этой отрасли, мы вместе учимся, мы вместе развиваемся, мы вместе строим, мы объединяемся в коллектив и мы вместе процветаем в коллективе.
Данный материал был впервые опубликован в выпуске журнала ААЮ за апрель/май 2021 года под заголовком «Здоровые коллективы: Произойдет ли трансформация нашей профессии, если мы заменим иерархию на коллективное мышление?»
Автор: Хайди К. Браун
Хайди К. Браун – профессор юриспруденции и директор по направлению подготовки юридических документов в Бруклинской юридической школе. Она является автором статей «Юрист-интроверт: Семь шагов к реально прокачанной адвокатской практике» (ААЮ 2017) и «Анализ страхов в профессии юриста: Четыре шага к успешной адвокатской практике» (ААЮ 2019).
Перевод с ресурса подготовлен агентством MOSCOW TRANSLATION AGENCY специально для THE PARAGRAPH MAGAZINE.