Вот вам моя визитка
Визитными карточками принято обмениваться после состоявшейся беседы. Получив некоторое представление о человеке, можно понять, хотите вы оставить ему свои контакты или нет.
Исключение составляют переговоры, когда заранее известен состав участников. Здесь принято обмениваться карточками сразу. Если участников много, а принимающая сторона не позаботилась указать их имена на специальных табличках, визитные карточки можно выложить на столе в том порядке, в котором сидят собеседники. Так будет легче запомнить, кто есть кто.
В светской жизни принято обмениваться светскими визитными карточками, которые представляют вас лично. В профессиональном взаимодействии вручают деловые визитки – они представляют вас как специалиста, статусную персону, представителя компании.
Только в реальных обстоятельствах человек может определить, какую информацию о себе он хотел бы оставить собеседнику. Вот почему у делового человека может быть от 3 до 6 видов визитных карточек. Когда и какой воспользоваться – решать вам.
По правилам, если вам вручили визитную карточку – в ответ вы должны вручить свою. При состоявшемся знакомстве первым вручает карточку тот, чей статус ниже. А тот, чей статус выше, решает, как и какой карточкой ответить на предложение дальнейшего взаимодействия. В деловом мире при равном статусе и возрасте первым вручает визитную карточку тот, кто более заинтересован в будущих контактах.
Вручать, равно как и получать, визитную карточку нужно или правой рукой, или обеими руками с небольшим поклоном. Обязательно в присутствии ее владельца прочитайте, что на ней написано (внимательно, но не слишком долго). Возможно новая информация даст более полное представление о собеседнике или даже изменит ваше отношение к нему.
Есть священное правило: чем больше информации – тем грамотнее мы выстраиваем коммуникацию. Профессионалу всегда важно знать, с кем имеешь дело, и адекватно себя вести.
Полученную карточку не принято вертеть в руках или размахивать ею (это воспринимается как неуважение к владельцу). Можно положить визитку в карман пиджака.
Забыть визитки – непрофессионально. Никогда не знаешь, где тебя настигнет хорошее знакомство.
Сегодня в любом взаимодействии огромное значение имеют связи и контакты. Если судьба послала вам новое знакомство, то упустить его, не имея визитной карточки, – расточительно и непрофессионально. Объяснять собеседнику, что вы забыли или у вас закончились визитки, – не серьезно. Конечно, можно записать контакты в мобильный телефон – это современно, технологично, удобно. Но визитка более информативна и более статусна.
Где работает закон «падающего бутерброда», там теория вероятности отдыхает. Отправляетесь на мероприятие, где собираетесь обзавестись множеством контактов, – почти все карточки останутся при вас. А на мероприятии, где предполагали быть невидимкой, – раздадите все до одной.
Порода профессионалов
На мероприятии состоялся обмен визитными карточками. Во многих странах принято в течение 1–3 дней (учитываются рабочие дни) направлять благодарственное письмо или просто короткое, но учтивое сообщение: «Благодарю вас за интересную беседу», «Я очень рад нашему знакомству», «Я рад, что участие в мероприятии позволило мне / дало возможность / предоставило шанс познакомиться», «Чрезвычайно интересно пообщаться с человеком, который так хорошо разбирается в такой-то теме» и тому подобное. Важно понимать, кому предназначается сообщение и очень корректно подходить к стилистике письма. Сдержанная любезность приятна всем, слащавости же и заискивания следует избегать. Разумеется, речь идет о контактах сопоставимого уровня.
С одной стороны, у занятого человека не всегда есть время читать такие письма и отвечать на них. Но настоящий профессионал сразу поймет, что познакомился с человеком высокого уровня деловой культуры, который показал, что ценит эту встречу. Так вы демонстрируете знание правил игры деловой жизни. Если их будут знать и соблюдать все, то общение будет не только более продуктивным, но и приятным.
Рабочий момент
Условно наша жизнь делится на две части – деловую и светскую. Но мир гораздо многообразнее и многие вещи в нем взаимосвязаны, поэтому рабочие коммуникации могут проходить и в неформальной обстановке. Именно тогда могут произойти очень любопытные знакомства.
Сегодня в деловом взаимодействии ценятся репутация, информация, связи и умение их создавать. Как же себя вести человеку, который стремится расширить сеть своих контактов: личных, профессиональных, дружеских?
На любом мероприятии вы такой же многоуважаемый гость, как и все остальные, и можете знакомиться с любым из присутствующих.
Одна из главных функций организаторов мероприятия – знакомить собравшихся друг с другом. Если этого не делает хозяин, то вы имеете полное право подойти к любому гостю и представиться. Далеко не все умеют это делать. А если и умеют, то не всегда уверены в адекватной реакции собеседника. Здравый смысл и чувство такта должны подсказать, когда уместно воспользоваться этим правом.
Предположим, среди гостей есть известный и уважаемый человек. С точки зрения формального подхода вы можете подойти к нему и представиться. Но нужно взвесить все «за» и «против». Насколько такое знакомство уместно. Возможно, авторитет потенциального собеседника настолько высок, что поставить его перед фактом необходимости знакомства с вами окажется неловкостью.
Нужно, чтобы вас представил тот, чей авторитет известен. Если вы заметили человека, знакомство с которым вам крайне необходимо, можете подойти к организаторам и попросить об этом: «У вас в гостях интересный мне человек. Буду признателен, если Вы представите меня». На что должен, в идеале, последовать ответ, подразумевающий, что именно для этого мероприятие и организовано.
Но в этом и заключается основная проблема. У хозяев очень много обязательств по созданию атмосферы. Кроме того, многие просто не умеют знакомить людей, а порой просто не хотят и даже не догадываются, что должны это делать.
Если вы решили представиться кому-то, не нужно «выныривать из-под локтя». Идите так, чтобы человек видел, что к нему приближается гость. Обязательно поздоровайтесь, назовите свое имя и фамилию (в некоторых случаях в России принято называть имя, отчество и фамилию), скажите то, что даст собеседнику некоторое представление о вас и позволит продолжить беседу. В деловом взаимодействии после имени и фамилии принято называть компанию, которую вы представляете, должность или область деятельности.
Обратите внимание, что в русской и европейской традициях принят прямой порядок слов: имя, отчество, фамилия или имя, фамилия. Обращаться к новому знакомому принято так, как он себя назвал.
Светская жизнь
Далеко не каждый умеет задать легкий тон беседе и найти ненавязчивую тему для разговора. Когда вы обозначаете род своей деятельности на профессиональном мероприятии или называете свое хобби на светском рауте, собеседнику легче начать разговор. Проявите великодушие – сделайте так, чтобы людям было с вами приятно и комфортно общаться.
Общепринятыми темами для начала разговора могут быть: обсуждение мероприятия, на котором вы присутствуете, и его темы, помещения, в котором оно происходит. Разумеется, разговор о погоде по-прежнему отличное начало беседы. На профессиональных мероприятиях можно сразу начать обсуждать презентацию, или выступление кого-то из спикеров, или узкоспециальные вопросы.
Светская беседа – это понемногу обо всем. Нужно уметь задавать правильные вопросы. Банально, но люди очень любят рассказывать о себе. Чтобы всегда иметь повод для поддержания беседы, нужно следить за тем, что происходит в стране и мире.
Культура и искусство – традиционные темы общения. Возможно, вы и не хотите смотреть новый фильм, но если его все обсуждают, то придется. Так у вас появятся собственное мнение и возможность поддержать разговор.
Алена Гиль, специалист по этикету и протоколу,
преподаватель Курсов делового этикета при Администрации Президента РФ