Меня зовут Графова Юлия – я адвокат и психолог.

Мой роман с Правом начался в 1996, а психология ворвалась в мою жизнь в 2005.

Земельное право, семейное, 5 лет работы в уголовном праве. Кражи, разбои, грабежи, мошенничество, ДТП. С криминальным миром я знакома изнутри со всеми его красками и запахами. Потом курс по защите прав взрослых и детей в международных семейных спорах.

В психологии за 12 лет я прошла путь от полного непринятия психологии, как способа изменения жизни, до точки, в которой сама стала практикующим психологом.

Правовой спор – это всегда крайняя мера. Это когда «я не могу до тебя достучаться», «я хочу отомстить», «я хочу доказать», «меня не слышат», «я знаю, как вас всех поставить на место». Все это про чувства и эмоции. И тут справедливость субъективна.

Кажется, судебное решение принесёт счастье и облегчение! И все бы так, однако существует одно «НО». В реальности счастья не наступает, а конфликт не исчезает даже с наличием положительного решения.

Адвокат и психолог – это две самостоятельные профессии.

С какой целью получать дополнительное психологическое образование адвокатам? Зачем объединять их в одну?

Участие в любом процессе требует от адвоката глубокого понимания психологии личности. Можно обладать опытом в общении с разными людьми, в анализе ситуаций, но только профессиональные знания психологии дают объективную картинку ситуации, предлагают эффективные способы решения проблем.

Психология помогает найти ключ не только к каждому клиенту, но и каждой стороне, которая принимает участие в развитии дела. Кроме того, адвокат должен не только грамотно, но и убедительно говорить, умело подбирать аргументы. Каждый тип характера требует своего способа взаимодействия. Кто-то обладает более быстрыми свойствами психики, и это означает, что с ним необходим более быстрый темп речи, более структурная подача информации, а кто-то медлителен, и ему необходимо максимально подробно, обосновывая каждый шаг преподносить информацию.

Психология присутствует в деятельности адвоката на всех уровнях: от взаимодействия с клиентами и коллегами до управления собственными эмоциями.  Осознавать, что происходит с тобой в данный момент, на что злишься или чего боишься помогает решать задачи клиентов более профессионально. 

Человек, который хочет найти юриста для решения своих проблем, надеется в первую очередь на понимание, на поддержку и признание того, что происходящее несправедливо и незаслуженно. И чтобы дать поддержку клиенту хотя бы в минимальном объеме нужно владеть основными психологическими знаниями и навыками.

Знание психологии в профессии адвоката не менее важны, чем знание законов. Кроме того, к адвокату приходят люди, которые уже испробовали все возможные способы решения проблем, но ничего не получилось. Клиент уже находится на грани стресса, а иногда и за гранью.

Когда адвокат в первый раз общается с потенциальным доверителем, важно установить контакт, почувствовать и понять проблематику. Каждый доверитель уникален, и потому к каждому должен быть индивидуальный подход. Бывает, что человеку сложно обозначить некоторые деликатные подробности, которые имеют важное значение для исхода дела в суде и в этом случае, можно применить определенные психологические техники, которые помогают постепенно и безболезненно выяснить все детали. Для того чтобы правильно выстроить защиту или правовую позицию для суда нужно располагать всей информацией, даже самой незначительной. И при этом соблюдать адвокатскую тайну. Таким образом, психология помогает быстрее наладить контакт.

Труд адвоката проникнут психологическим содержанием. Опытный адвокат всегда хороший психолог-практик. Он чувствует людей, может предсказывать их реакции, прогнозировать поведение, может успокоить клиента, снизить степень тревожности, уменьшить страхи, способствовать выводу клиента из депрессии. При этом высокая психологическая компетентность успешно работающего адвоката не заменяет участия психолога, а, напротив, повышает эффективность сотрудничества этих специалистов с целью защитить законные права клиента.

Адвокат должен вовремя обратиться с предложением сотрудничества к профессиональному психологу. Почему?

Помощь потребуется для исследования вопросов, требующих специальных психологических знаний и для написания экспертного заключения для суда (по делам о возмещении морального ущерба, ущерба причиненного деловой репутации, психологические мотивы преступлений и т.п.) Известно, что понимание мотивов тех или иных действий юристами и психологами разнится. Юристы оперируют конкретным перечнем мотивов, в том числе, это корыстные мотивы, месть, ревность и т.п. Психологическое содержание мотивации человеческой деятельности значительно разнообразней.

Заключение психологической экспертизы является доказательством по делу. Факт того, что обвиняемый находился в состоянии физиологического аффекта может стать определяющим при квалификации преступления и решении о соответствующем наказании.

Состояние депрессии, психическое напряжение, посттравматическое стрессовое расстройство могут мешать общению с адвокатом, т.к. человек не может сосредоточиться на вопросах адвоката, эмоционально неуравновешен. В этом случае только психолог может нормализировать психическое состояние клиента и сделать общение с адвокатом эффективным.

Следует психологически готовить клиента к допросу, очной ставке, другим следственным действиям, к выступлениям в суде, поскольку перечисленные действия являются сильным стрессовым фактором. Адвокаты готовят своих клиентов – оговаривают возможный перечень вопросов, помогают формулировать ответы на них, рассматривают наиболее вероятные направления развития ситуаций. Психолог может, в свою очередь, профессионально подготовить человека к ситуации психологического напряжения или давления, с тем, чтобы клиент выглядел убедительно.

Отдельного разговора заслуживает проблема психологической подготовки и поддержки в подобных ситуациях детей. В ряде случаев детям приходится давать показания в суде. Это не простое испытание даже для взрослого. Для неподготовленного ребенка это может быть сильнейшей психологической травмой с самыми тяжелыми последствиями. Возрастная психология и знания о том, что в определенном возрасте происходит с ребенком, чем он живет, какой у него ведущий вид деятельности существенно упрощает процесс разговора адвоката, как с ребенком, так и с его родителями.

Возможна подготовка и участие психолога в переговорах адвоката с представителями противоположной стороны. Правильная организация пространства и выбор времени переговоров, оптимальное расположение участников за столом переговоров, психологически грамотная формулировка и последовательность предъявления аргументов, технологии нейролингвистического программирования приносят сегодня тем, кто ими владеет, ощутимые результаты.

Нельзя для клиента быть и адвокатом, и психологом сразу. Иначе у клиента происходит «слияние» ролей.

Адвокат – это «папина» роль, которая требует соблюдения границ, немного жёсткости и четкости. Психолог – это всегда принятие, поддержка, тепло – «мамина» роль. И если в работе с адвокатом клиенту необходимо входить во взрослую позицию, то в работе с психологом клиент чаще находится в детской роли, а это означает, что ждать от него собранности и ответственности не приходится.

В работе с подзащитными в уголовных делах важно настроить человека на борьбу, на победу. И немаловажную роль играет развитая эмпатия. Отражение чувств клиента, озвучивание их. Это вовсе не означает, что адвокату необходимо постоянно сочувствовать или поддерживать клиента в его переживаниях. Важно правильно озвучить те чувства, в которых находится человек, выразить свое отношение к происходящему. А для того, чтобы сделать это правильно и эффективно важны знания о том, какие вообще бывают чувства и эмоции, какая между ними разница.

Зачем заботиться о состоянии другого человека, клиента?

Потому что прежде всего необходимо быть человеком, а лишь потом специалистом. Зачастую людям необходима соломинка, поддержка нужным, правильным словом кого-то рядом, для того, чтобы они самостоятельно смогли выплыть из водоворота неразрешимых, как им кажется, проблем и увидеть новые возможности для себя и своих близких!

Графова Юлия

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Добрый день!
    Спасибо Вам за отклик. Рекомендую начать с труда С. Карпмана о теории ролей, а также книгу Ф.Римана «Основные формы страха», то хорошо подана информация про зависимое поведение у Р.Норвуда «Женщины, которые любят слишком сильно».