Сторителлинг в картинках – новый способ донести до широкой аудитории правовую информацию. The Paragraph Magazine представляет вниманию читателей свежий комикс от проекта LegalPics, который наглядно отображает, как компании несут репутационные и финансовые потери из-за плохо выстроенных коммуникаций с пользователями. Мария Дорошенко, генеральный директор LegalPics, рассказала редакции журнала о цели создания проекта, а также о том, почему в современном мире информация требует качественной упаковки.

Что такое “ЛигалПикс”?

Компания “ЛигалПикс” помогает строить коммуникации в правовом поле с помощью понятных документов и построения оптимального пути пользователя. При разработке продукта команда руководствуется базовыми принципами юридического дизайна “удобство, грамотность и лаконичность”.

Для чего нужны комиксы на правовую тематику?

Информационный поток сегодня настолько плотный, что люди часто выражают непонимание либо нежелание читать длинные инструкции, правила и нормативные документы, регламентирующие нашу жизнь.

Одна из причин – это усложнение и утяжеление языка нормативно-правовых актов, многие тексты недоступны для понимания даже юристам.

Чтобы донести ключевые правовые сообщения до непрофессионального пользователя, применяется актуальный подход – лигалдизайн, который помогает автономно и взвешенно принимать юридически значимые решения, и, заодно, является инструментом для подготовки контекстуально ясной и простой юридической информации.

Существуют различные формы лигалдизайна: анимация, комиксы, схемы, инфографика, эмодзи, веб-дизайн и другие. Преимуществом комикс-формата можно назвать наглядность образов и ситуаций, с которыми человек может себя ассоциировать.

Кто основная аудитория проекта?

Юридический дизайн интересен компаниям, которые хотят снизить риски в правовом взаимодействии с клиентом и преодолеть коммуникационные барьеры с разными группами клиентов на внешнем контуре, а также наладить взаимодействие внутри – выстроить современную систему compliance.

Кто стоит за созданием?

Юридический дизайн – это сфера, которая требует микса компетенций и командных навыков по созданию продукта. Чтобы трансформировать сложную правовую информацию и упаковать её в доступный для понимания формат, необходима работа юриста по преобразованию текста в ситуации, дизайнера по созданию образов и сценариста для разработки сюжета. Это базовый минимум. В более сложных задачах привлекаются также психологи и другие специалисты (когда мы через комикс поднимаем вопросы инклюзии, например).

Какой проблеме посвящён комикс, который “ЛигалПикс” сегодня публикует на виртуальных страницах The Paragraph?

По нашему мнению, “яблоком раздора” и темой для комикса стало новое пользовательское соглашение WhatsApp, а точнее отдельные его пункты, из-за которых принятие правил отложили с февраля на май.

Спорный момент заключался в пункте, по которому теперь WhatsApp сможет передавать персональные данные (например, пол, должность, если она указаны, наименование компании и тд) в материнскую компанию Facebook. А соцсеть в свою очередь будет сканировать пользователя и его предпочтения.

Сложно комментировать эту историю с законодательной точки зрения, так как владелец ресурса – компания, находящаяся в иностранной юрисдикции. И то, что там вполне законно и обыденно, у нас может восприниматься в штыки по разным причинам. Но здесь, скорее, налицо не расхождения в трактовках, а классический кейс по сбою коммуникации – людям просто не объяснили суть изменений, которые, по факту, не несут каких-то чрезмерных рисков относительно других таких же типичных ситуаций.

Часть пользователей, скорее всего, примут эти изменения не читая, просто нажав на “галку”.

А сколько таких “галок” вылетает из-под графы “согласен”, когда пользователь видит длинные и непонятные соглашения, политики или регламенты? Или наоборот – почему люди уходят в глухую цифровую оппозицию, условно, надевая «шапочку из фольги»? Эта ситуация стала отправной точки для создания командой “ЛигалПикс” комикса, который вы видите.

Подтверждением того, что людям не хватает разъяснений о цифровых нововведениях, стала новость об изменении условия пользования YouTube. Нововведения касаются монетизации контента и удержания налогов. Кейсы не связаны, но их можно рассматривать как референсы по формату коммуникации с пользователями.

Изменения правил YouTube широко освещаются в СМИ, и, скорее всего, заинтересовали только определённую группу пользователей – непосредственно креаторов, которых касаются нововведения. Для них YouTube создал страницу с ответами на часто задаваемые вопросы об изменении условий пользования платформой в текстовом формате.

Какое послание должен рассмотреть читатель в этом комиксе?

Страх появляется от неизвестности: когда человеку не объясняют, что он подписывает. WhatsApp это стоило пару миллионов пользователей, которые в панике решили перейти в другой мессенджер ещё зимой.

Утверждать, что все стали читать многостраничные пользовательские соглашения и другие электронные согласия, конечно, нельзя. Как обычно, есть пропорция между теми, кто внимательно знакомится с информацией перед принятием решении о подписании, и теми, кто делает это вслепую.

Стало очевидно – в обществе есть запрос на то, чтобы компании разъяснили информацию о правилах, которые они принимают. Мы видим, как зарождается дилемма: ультимативная коммуникация vs эмпатия. В мире новой искренности маятник качнулся в сторону интересов пользователей, которые принимают решения, в том числе, более эмоционально и зачастую подсознательно, на уровне ощущений комфорта и безопасности взамен тревожности и страха. В данном контексте лигалдизайн помогает донести юридические сообщения до конечного пользователя в понятной форме, избавив его, условно, от синдрома школьника, который все время боится ошибиться. Для этого надо просто перевести информацию с юридического языка на человеческий.

Предыдущая статьяLegal Tennis Cup 2021
Следующая статьяПетербургский Международный Юридический Форум 9 ¾ завершил работу