Люди не любят перемены, еще меньше они любят отчетность. Именно поэтому внедрить в компании ПО для учета рабочего времени — задача не из простых. Между тем для того, чтобы верно оценить себестоимость проекта, правильно распределить задачи между сотрудниками, рассчитать бюджет и решить другие управленческие задачи, бизнесу нужны данные, конкретные цифры. Решение этой проблемы мы обсудили с представителем самого инновационного в России юридического департамента и ведущими игроками рынка LegalTech.

Как устроен учет времени в юридических департаментах

Часто говорят, что LegalTech это не столько компьютерные программы, сколько новые подходы к профессиональной деятельности юриста, ведь хаос автоматизировать нельзя. Для того чтобы рационально выстроить бизнес-процессы, руководство как минимум должно иметь о них представление. Вопрос о том, сколько времени занимает у конкретного сотрудника решение той или иной задачи здесь один из фундаментальных. Только располагая конкретными цифрами, можно посчитать, сколько человеко-часов тратится на тот или иной проект, и выставить заказчику релевантный счет, нанять дополнительных людей в одно подразделение и оптимизировать другое, да и в целом повысить качество управленческих решений. Добыть эти цифры можно только у самих сотрудников.

В разных компаниях эту задачу решают по-разному. Где-то сотрудники отчитываются о проделанной работе в табличке в Excel, где-то под нужды юристов адаптируют универсальную CRM-систему. В юридическом департаменте компании СИБУР работают в системе Jeffit и в ней же отчитываются о том, сколько времени на какую задачу потратили. Юрдеп СИБУРа один из самых современных в России. Там нет традиционной иерархии с руководителем, его заместителями, руководителями подразделений, зато есть юристы-универсалы и полностью автоматизированная система работы с внутренними заказчиками.

Егор Трубников

Учет времени в Jeffit устроен очень просто. Сотруднику достаточно обозначить проект и выбрать, какой именно работой он занимался, учесть можно время в пути, время судебного заседания, время, потраченное на драфтинг документов, переписку, работу в ИТ-системах, звонки, встречи, совещания, командировки, анализ информации. «Например, поступает обращение с одного из наших заводов: спрашивают, что делать с тем или иным договором. В электронной системе заявка тут же попадает к нужному юристу. Он сделает все необходимое, а после забьет в систему данные о том, что конкретно он сделал и сколько времени это заняло. Например, он потратил три часа на анализ информации, 15 минут на телефонные звонки, 45 минут на переписку. И все это в привязке к конкретной сущности договору», рассказывает менеджер по управлению договорным процессом СИБУРа и участник конференции  Distant & Digital Егор Трубников.

Полученные данные используются для отладки процессов: например, становится видно, какие предприятия и направления наиболее активно эксплуатируют юристов. Иногда  все логично. Но порой больше всего вопросов к юристам у тех подразделений, которые приносят меньше всех прибыли. Зная стоимость часа работы сотрудника, легко подсчитать баланс. И если он отрицательный попросить коллег меньше дергать высокооплачиваемых специалистов по пустякам. Опять же, с цифрами в руках легко прийти к руководству и попросить нанять дополнительных людей.

В СИБУРе, как и в большинстве компаний, учет времени не увязывается с премиями или штрафами. Во-первых, это неизбежно подтолкнуло бы людей фабриковать данные, а во-вторых, тот факт, что человек много работает, вовсе не означает, что он работает хорошо. Возможно, он, напротив, недостаточно подготовлен или слабо дисциплинирован. Тем не менее ведение учета как таковое, корректное и своевременное внесение данных в систему один из KPI сотрудника юрдепа СИБУРа.

Алексей Дьяченко

Не всегда оценка трудозатрат зависит от честности специалиста. В конструкторе документов «ТурбоКонтракт» время, проведенное за заполнением форм или корректировкой шаблонов, фиксируется автоматически, и его можно легко передать по API в Jeffit или другую систему, отметил основатель проекта «ТурбоКонтракт», партнер и генеральный директор компании «Умная Автоматизация» и участник конференции Distant & Digital Алексей Дьяченко: «Если выбрать конкретную услугу — драфтинг документов, то «ТурбоКонтракт» может предоставить в систему совершенно точные данные о том, кто, что и сколько времени делал с тем или иным фрагментом текста. Коллективная работа с документом — это мы, «ТурбоКонтракт». Документ не в вакууме, не на флешке, а в нашей системе. И мы знаем про документ все. Мы можем включить эту информацию в любой отчет. Поэтому я надеюсь, у нас получится подружиться с Jeffit, создать мощную коллаборацию».

И все же главная задача «Турбоконтракта» не учет времени, а его экономия. Наиболее функциональный на рынке конструктор документов и широкие возможности workflow позволяют фактически забыть о рутине и ручном вводе данных. «Мы проводили замеры чуть ли не с секундомером. И «Турбоконтракт» действительно увеличивает скорость работы приблизительно в два раза. Его достоинства очевидны», – отметил Трубников.

Как устроен учет времени внешних консультантов

 Как устроен учет времени внешних консультантов

Часто юридические департаменты компаний привлекают для работы над проектом внешних консультантов, поэтому учитывать приходится не только собственные трудозатраты, но и время, потраченное контрагентами. Егор Трубников констатировал, что здесь пока много сложностей: «В России нет универсального решения, позволяющего подрядчику отчитываться о трудозатратах в системе заказчика. Сейчас консультанты отчитываются о времени, потраченном на работу, в самый последний момент, когда уже проблематично выяснить, сколько времени занял конкретный телефонный звонок: 15 минут или два часа, как сообщают в отчете».

Раньше задачу неплохо решало приложение Thomson Reuters Legal Tracker, но сейчас компания фактически ушла с российского рынка, и даже таким монстрам, как юрдеп СИБУРа, пришлось, по словам Трубникова, «вернуться к Средневековью», то есть обычным таблицам. Правда, их заполнение контролирует специально выделенный сотрудник.

Антон Солдатов

По словам основателя и генерального директора компании Jeffit (партнер конференции Distant & Digital) Антона Солдатова, в разных ситуациях проблема учета времени внешних специалистов решается по-разному: «Российские юрфирмы, консультирующие западные корпорации, учитывают свое время в том же Jeffit, а потом выгружают данные в LEDES-файл и отправляют своим заказчикам, для загрузки в любые системы учета. Второй вариант: прогрессивные корпорации, не боящиеся работать в облачных системах, могут дать подрядчику доступ к проекту в Jeffit, только с ограниченными правами. Чаще, это делается для совместной работы, но и проблема учета времени в этом случае решается сама собой». Наконец, по словам Солдатова, инхаус может запросить у подрядчиков информацию об общем объеме работ и внести время внешнего юриста одной строкой.

СИБУР уже работает с двумя надежными подрядчиками по «облачной» схеме, однако, пока не готов давать доступ к системе «всем подряд». «В экосистеме СИБУРа два внешних подрядчика. Первый – компания «Принципиум. Юридические консультанты». Они ведут дела исключительно в Jeffit и в том же Jeffit  отчитываются о затраченном времени. Их KPI связан в том числе с этой отчетностью. Второй подрядчик – компания «Пикта», дочка «Мегафона», которая занимается экспертизой договоров. Они не ведут биллинг, их KPI связан со сроками ответов на обращения и оценкой заявителей, но они тоже работают внутри нашей системы», – рассказал Егор Трубников.

Одно время Jeffit хотел сделать в системе специальный модуль для внешних юристов. Но со временем от этой идеи отказались: ведь тогда юристам из юрфирмы пришлось бы отмечать время одновременно в двух системах: для себя и для заказчика. «Разумнее фиксировать время в своей системе, а заказчику присылать готовую выборку, лучше всего в стандартизированном виде», — отметил эксперт.

Проблема учета времени подрядчиков еще и в том, что большинство российских компаний не сидят в облаках. Те же, кто на это решился, легко могут предоставить контрагентам необходимый уровень доступа к своим CRM.

Как объяснить, почему система учета необходима

Чтобы установить в департаменте такую систему, как Jeffit, нужно подобрать правильные слова на инвесткомитете. По словам Антона Солдатова, имеет смысл сделать упор на нескольких доводах. Первый — деньги. Чтобы грамотно распределить затраты на юристов внутри холдинга, нужно понимать, какой бизнес-юнит сколько потребляет. Экспертная оценка может отличаться от реальной картины в разы.

Как раз на этом строится второй аргумент: биллинг помогает принимать решения на основе данных, а не экспертных оценок. «Приведу пример. У нашего клиента до запуска проекта, было ощущение, что юристы загружены на 150%. Посчитали – оказалось, средняя загрузка в районе 90%. Просто перегруженных сотрудников заметно, они об этом говорят, а те, кто, наоборот, недогружен, помалкивают, ведь их все устраивает. Это существенно искажает картину, и в итоге принимается ошибочное управленческое решение, например, увеличить штат, когда в действительности эффективнее перераспределить нагрузку», — рассказал Антон Солдатов.

Или другой случай: руководитель думает, что договоры отнимают большую часть времени и сил, а после того, как введен учет трудозатрат, становится понятно, что это не более 10% от общего потока задач.

Наконец, учет времени может мотивировать сотрудников. Да, прямо увязывать время работы с деньгами, по мнению Солдатова, не стоит. Однако время можно рассматривать наряду с другими факторами, такими как качество работы, удовлетворенность заказчика. Сотрудники понимают, что, если не внесут данные в систему, у руководства сложится впечатление, что они не заняты, и им дадут дополнительные задачи. Опять же, если отчетность будет публичной, мало кто из работников захочет быть в числе отстающих.

Наконец, качественная цифровая система, позволяющая учитывать трудозатраты, в известной мере защищает юридические департаменты от оптимизации. Юридическая функция относится к бэк-офису, ее вклад в формирование прибыли не всегда очевиден, а потому у топ-менеджмента всегда есть искушение сократить людей, рабочие места, бюджет. Фиксируя решенные задачи, юрдеп укрепляет свои позиции внутри корпорации.

Кто не работает, тот не ест. Как наладить учет трудозатрат в юридическом департаменте

Какую программу для учета выбрать?

Эксперты сходятся в том, что учитывать время нужно в той же программе, в которой юристы работают. Во-первых, люди не тратят время на переход из приложения в приложение, а во-вторых, им не нужно описывать словами задачу и действия, которые были предприняты для ее решения, — все варианты есть в справочнике, достаточно указать потраченное время.

Да, небольшая команда, где требуется только верхнеуровневый учет, вполне может обойтись Excel. Но в крупном департаменте, где персонал решает десятки задач ежедневно, Excel сам по себе будет отнимать у работников слишком много времени. «Чем больше компания, тем сильнее потребность в специализированном решении», — отметил Егор Трубников.

Иногда ИТ-отдел пытается помочь юристам, просто «допилив» свою систему, ту же Jira, адаптировав ее к потребностям «соседей». Это может стать решением на короткое время, но в перспективе все равно дает о себе знать различие предметных областей. В сервис-десках, разработанных для ИТ, просто нет таких понятий, как «контрагент», «договор», «ЕГРЮЛ», «суды».

Приобретая права на программу и тем более разрабатывая ее самостоятельно, компания наращивает активы, увеличивает свою бухгалтерскую стоимость. Однако в конечном счете капитализацию увеличивает не наличие программы, а зрелость процессов, напомнил Антон Солдатов: «Если инвестор видит, что юридическая функция cost effective, он понимает, что у него на одну проблему меньше. Если учета нет и все строится на ощущениях, а понять, кто и как работает, невозможно, это указывает на то, что процессы выстроены плохо, и вселяет закономерный пессимизм».


Все топовые инхаус юристы, комплаенс и GR директора России и СНГ соберутся 26-29 мая на Executive Assembly Rebirth в Arthurs Spa Hotel by Mercure.

ТЕМЫ

  • Как найти опору и где взять ресурсы лидеру
  • Как управлять командами и задачами в чрезвычайной ситуации
  • Как выстроить процессы в контролируемой лидером функции в турбулентное время
  • Как понимать истинную мотивацию других и договариваться с ними

Нестандартный формат, оригинальный подход и интересные локации. Сочные эмоции, яркие впечатления и бесценные инсайты. Даже самые искушённые гости отмечают высокий уровень организации наших мероприятий. Здесь вас ждут реально крутые спикеры и действительно полезный багаж знаний, инструментов и навыков.

Регистрируйтесь прямо сейчас.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Frame-39-1024x171.png

Коллеги, приглашаем всех юристов, комплаенс и GR профессионалов в наши новые каналы коммуникации.

  1. Телеграм канал The Paragraph Magazine by Legal Talents – сообщество лидеров юридических, корпоративных, комплаенс и GR команд. Здесь рассказываем обо всём, кроме изменений законодательства
  2. Телеграм канал Legal Talents – Вакансии и резюме
  3. Личный канал Ольги Демидовой (юридический хедхантер и карьерный консультант) LegalHolic
  4. Подбор сотрудников и поиск работы. Если вы ищете людей к себе в команду или вы кандидата в поиске работы, пишите на [email protected]
  5. Подписка на нашу E-mail рассылку
  6. Сайт The Paragraph Media
  7. ВК группа Legal Talents
Предыдущая статьяКадровые новости. Александр Смирнов
Следующая статьяПонятное право для всех