Найти литературу по методологии менеджмента юридических служб очень сложно. Именно поэтому книга «Как мы создали лучший юридический департамент» от юристов СИБУР, одной из крупнейших нефтехимических компаний России и Восточной Европы несёт в себе огромную ценность для юридического сообщества. В ней коллеги из СИБУРа рассказывают о том, какие шаги и принципы помогли им создать одну из лучших юридических служб страны. Авторы дают чёткие схемы, инструкции, делиться практическим опытом.

Советуем прочитать каждому руководителю юридического департамента, юристам инхауса и студентам юридических вузов. Вы получите не просто уникальную возможность познакомиться с практическим опытом юристов инхауса, но и понять слабые стороны своей юридической службы, увидеть эффективные и уже отработанные схемы коллег.

Книга «Как мы создали лучший юридический департамент»

Авторы Вячеслав Бочкарев, Кристина Гугучкина (Шипилова), Вероника Журавлева, Павел Квинто, Алексей Никифоров, Николай Родионов, Егор Трубников постарались максимально точно и детально описать своё видение построения юридической функции. Для этого собрали свой опыт по целому комплексу вопросов функционирования юридического департамента, разложили его по полочкам и раскрыли в книжном формате. Показали на примере, как можно построить действительно эффективный корпоративный сервис правовой поддержки бизнеса.

Мы вместе создавали лучший юридический департамент, выстраивая процессы, реализуя крупные инвестиционные проекты, развивая команду и привнося в мир добрые дела.

Юридический департамент СИБУРа ещё раз доказал, что его не зря называют одним из самых продвинутых юридических команд России. «Как мы создали лучший юридический департамент» — результат огромной и слаженной командной работы. Давайте познакомимся с авторами поближе и узнаем, что сподвигло их на писательство.

Почему вы решили написать книгу?

Наверное, ответ будет очень простым. Как и многие другие, мы хотели написать то, что самим было бы интересно прочитать. Зарубежной литературы по вопросам legal operations достаточно много, российской — практически нет. Но нашей целью было подойти к вопросам процессного управления юридическим департаментом именно с практической точки зрения. Простым языком рассказать о сложном в прикладном ключе. А теорий сейчас и так хватает.

Наша команда — юристы, которые работают в СИБУРе уже несколько лет. Мы вместе создавали лучший юридический департамент, выстраивая процессы, реализуя крупные инвестиционные проекты, развивая команду и привнося в мир добрые дела в виде волонтёрства. 

Кристина Гугучкина (Шипилова), Николай Родионов. Ежегодная премия платформы Интеллектуального волонтерства PROCHARITY, 2020

Собрали все самые ценные и, главное, практикоориентированные выводы и советы для того, чтобы поделиться с Вами, заинтересованной аудиторией, которым близка эта тема. То, что порой выстраивалось годами, собиралось по крупицам путём проб и ошибок — всё собрано в этой маленькой, но по масштабам очень большой книге.

Какая главная идея вашей публикации?

Когда писали «Как мы создали лучший юридический департамент», ставили цель делиться знаниями и опытом работы юридического департамента крупной компании. Думаем, что накопили достаточную экспертизу и нам есть о чём рассказать. Интерес к нашему опыту подтверждён многочисленными призовыми местами в профильных конкурсах.

Наша идея в том, что юридический департамент может быть устроен по-другому: с использованием достижений науки и техники, без направлений, отделов, управлений и многочисленных начальников. Это и позволяет ему работать быстрее, эффективнее и более гибко.

Николай Родионов. Legal Executive Assembly, 2020

Как и у кого появилась идея написать книгу?

Мысль довольно долго витала в воздухе. Когда мы приходили друг к другу за каким-то вопросом в сфере, где менее компетентны, то получали массив ценных знаний и информации. Иногда даже звучали фразы типа: «ну ты и профессор, тебе бы книги писать». А потом подумали и решили: а почему нет? Рассказали о своей идее главному редактору журнала «Корпоративный юрист» и получили подтверждение востребованности темы, что ещё больше укрепило веру в правильности начинания.

А сам процесс работы был организован с использованием тех приёмов и способов, о которых мы подробно написали в книге. Это позволило уложиться в поставленные «Корпоративным юристом» сроки.

Определиться кто о чём будет писать было не сложно, так как каждый автор главы является специалистом в теме, которую освещает.

Какие авторы и публикации повлияли на вашу работу?

До выхода нашей книги, в России известен только один подобный опыт публикации. В 2007 году в том же Корпоративном юристе вышла книга «Эффективный юридический департамент». После этого появлялись отдельные журнальные статьи, но целостной работы не было.

«Как мы создали лучший юридический департамент» — набор взаимосвязанных, но разных блоков описания наших практик, в каждом из которых заметно влияние других работ. Например, основа главы о лидерстве — это методика Global executive leadership initiative, подготовленная для бизнес школы INSEAD. В свою очередь, идеи интеллектуального волонтёрства базируются на книге «Ум во благо».

Павел Квинто

Если посмотреть на ссылки, которые есть в нашей публикации, то можно увидеть, что в основном мы заимствовали идеи НЕ из юридической литературы, а из других интересных на наш взгляд материалов. И это объяснимо, поскольку организация юридической функции — это тоже бизнес-процесс. В нём гораздо меньше юридического, нежели «бизнесового».

Что было самым сложным?

Довольно непросто было концептуально сформулировать и договориться между собой, что из нашего опыта будет наиболее интересно читателям, на каких темах сфокусироваться. Чаще всего собственный опыт воспринимается его носителями как нечто обычное, само собой разумеющееся и очевидное. Отсюда сомнения в отношении многих тем: стоит ли их раскрывать и, если раскрывать, то в каком объёме, с какой детализацией, чтобы соблюсти баланс между понятностью мыслей, их практической пользой и краткостью.

Как был организован процесс работы? Как распределялись роли? Согласовывались тексты и т.д.?

Всё началось с того, что мы определились с темой и идеей. Далее придумали из каких блоков должна состоять книга, и это стало нашей дорожной картой для движения к цели.

Дальше мы приступили к действиям. Определиться кто о чём будет писать и распределить роли было не сложно, так как каждый автор главы является специалистом в теме, которую освещает.

Вероника Журавлева на конференции по комплаенс, 2020

У каждого уже был какой-то материал: заметки в телефоне, сохранённая на почте переписка, рукописные инсайты, заметки на салфетках, голосовые файлы. Задачей была собрать это богатство в один вордовский файл.  Мы не пытались шлифовать текст в процессе написания, а писали то, что пишется, и не думали, что подобрали неподходящее слово или не поставили запятую.

Затем каждый выкладывал черновик главы в облако и коллеги по авторству могли прокомментировать материал. Часто созванивались и переписывались, обсуждали детали, варианты написания. Это было важной моральной поддержкой: мы видели, что есть общая цель и что верим друг в друга как в писателя. Появлялись силы и желание двигаться дальше.

Старались избегать официального языка, устойчивых выражений и не использовать закрученных конструкций. Хотели увлечь читателя свежестью своего стиля. Надеемся, у нас получилось.

Почему ваш опыт будет полезен коллегам?

В «Как мы создали лучший юридический департамент» мы постарались обобщить опыт всех членов команды юридического департамента СИБУР: от руководителя и legal партнеров до юристов. А также вкратце описать всё, с чем каждый сталкивается в ежедневной работе. Наверное, именно поэтому набор тем в книге такой эклектичный. Это именно тот фундамент и те базовые блоки, на котором построена деятельность юрдепа крупной современной компании: конкретные советы по организации работы на проекте; вызовы, стоящие перед руководителем, и пути их решения; карьерный путь молодого сотрудника и реальная ценность таких нематериальных вещей, как благотворительность. 

Конечно, не все читатели столкнутся в работе со всеми затронутыми темами, но, уверены, что каждый сможет найти что-то полезное и релевантное именно для себя.

Егор Трубников

Как считаете, получилось достигнуть цели?

Безусловно нам удалось поделиться с профессиональным сообществом своим опытом создания юридического департамента и запустить процесс обсуждения предложенных механизмов. О практической пользе предложенных нами инструментов судить еще рано. Дождемся отзывов компаний, которые ими воспользуются.

Если ли в планах продолжить работу в этой направлении?

Идеи, конечно, есть. Каждый из авторов может начать или продолжить публиковать статьи по своей тематике. Например, Алексей Никифоров уже сделал несколько публикаций в журналах о создании плоской структуры и работе с вузами. Николай Родионов сделал несколько публикаций по волонтёрству. Но мы также хотели бы, чтобы за нами последовали и другие юридические службы, слегка приоткрыв свои секреты организации юридических процессов.

Вячеслав Бочкарев. Развивающая сессия Юридической поддержки, 2019

Какую литературу про управление рекомендовали бы прочитать лидерам команд?

Мы бы рекомендовали приоритизировать чтение книг про управление в бизнесе следующим образом: сначала читать авторов, которые добились наибольших реальных успехов в практическом управлении, и далее остальных.

Если говорить об управлении в бизнесе, то на первое место поставили бы «Принципы» Рэя Далио, создавшего с нуля инвестиционный фонд, под управлением которого сейчас находятся активы на 138 млрд. долларов. А также отметили бы труды Рокфеллера, Баффета, Билла Гейтса, Генри Форда, Сэма Уолтона, Питера Тиля, Шерил Сандберг, Чарльза Шваба.

Среди более академической литературы считаем полезными «Сердце компании» Патрика Ленсиони, «Интегральное видение» Кена Вилбера, «От хорошего к великому» Джима Коллинза, книги по менеджменту Ицхака Адизеса, Питера Друкера, Джона Уитмора, Джин Гривз и Тревиса Брэбери. Если интересует практический опыт внедрения плоских структур, то будут интересными «Маверик» Рикардо Семлера и «Открывая организации будущего» Фредерика Лалу.

Какие новые изменения в организации работы юридического департамента СИБУРе планируются?

Поскольку мы накопили большой опыт организации процессов в юридической функции, планируем начать делиться своими практиками с теми, кто бы хотел построить эффективную юридическую службу и службу комплаенс. Стать «McKinsey для юридических служб» — наша следующая цель.

Хотели бы, чтобы за нами последовали и другие юридические службы, слегка приоткрыв свои секреты организации юридических процессов.

Алексей Никифоров. Церемония награждения победителей Премии журнала Корпоративный юрист «Лучшие юридические департаменты» – 2019

Какой совет  хотели бы дать своим читателям, если они решатся на написание книги?

Пишите о том, о чём вы хотели бы прочитать сами. Мы писали о темах, с которыми сталкиваемся каждый день и к которым неравнодушны.

Наверное, на определённом этапе в жизни каждого профессионала по мере накопления опыта возрастает потребность делиться знаниями. Кто-то начинает преподавать в ВУЗах (и тут нам, кстати, тоже есть чем гордиться), а кто-то решается написать книгу. И это наш вариант:)

Спасибо, что выделили время и ответили на вопросы для читателей The Paragraph Magazine.

Поздравляем с выходом книги и желаем не сдавать позиции, оставаясь лидерами, готовыми вдохновлять и открыто делиться своим опытом.

P.S. В электронном виде найти и скачать «Как мы создали лучший юридический департамент» от юристов СИБУРа можно по ссылке.

Яркие идеи рождаются благодаря взаимодействию с другими людьми, обмену энергией, эмоциями и мыслями.

На Executive Assembly «Genesis» мы будем «добывать совместный огонь» для достижения личных и бизнес-целей через призму взаимодействия людей и команд между собой, с CEO и владельцами компаний

16 апреля ждём вас на Executive Assembly «Genesis», единственной в своем роде (не)конференции для топ-менеджеров и inhouse-юристов крупнейших российских и иностранных компаний.

Как все будет проходить? 

Вас ожидает обучающая и развлекательная программа с элементами известного иммерсивно-мотивационного шоу, тренинги, TED-выступления, сторителлинг, групповая работа, игры, музыка, фитнес и мультимедиа, а также много других сюрпризов.

Зачем это нужно лидерам команд? 

  • Прокачаете навыки и знания.
  • Осознаете свой потенциал и возможности команды.
  • Обнаружите точки роста, о которых ранее не задумывались.
  • Получить мощный заряд энергии и вдохновения.
  • Обменяетесь честным опытом и идеями с топ-менеджерами самых влиятельных компаний в стране. 

Ворвитесь в весну со свежими силами и новыми возможностями. Регистрируйтесь уже сегодня!

Предыдущая статьяКонференция «Лучшие антимонопольные практики 2020»
Следующая статьяКадровые изменения в Forward Legal