У групп, как и у людей, есть три основные потребности: причастность, контроль и открытость. Эти потребности определяют наши отношения внутри группы и то, как мы хотим, чтобы другие относились к нам. Понимание и идентификация поведений, которые вы наблюдаете в себе и у участников вашей группы поможет вам обсуждать процессы, происходящие в группе, оказывать влияние на них и помогать группе становиться более эффективной и продуктивной.

Три базовые потребности в развитии групп и людей

Причастность: относится к потребности людей делиться, чувствовать себя частью группы и влиять на других своими действиями. Это также относится к их потребности в признании, соединенности и принятию другими людьми. Например, если вы когда-либо интересовались, почему фасилитатор просит вас в начале встречи представиться, то знаете — это для того, чтобы создать контакт между участниками и чувство принадлежности группе.

Ключевой элемент: Кто входит и выходит?

Переживаемый опыт: беспокойство, ожидание, надежда, колебание, дискомфорт

Выражение в поведении: чрезмерная разговорчивость, настороженность, ожидание приглашения, поддержка, безопасность.

Совет по работе с этой потребностью: обратите внимание на тех участников, которые могут чувствовать избыток или недостаток причастности. Это может стать проблемой для группы, т.к. те, кто говорят слишком много, могут оказывать этим давление на тех, кто говорит мало.

Контроль: относится к потребности людей влиять, быть ответственными, чувствовать свою компетентность и обладать властью над другими. Эти потребности могут создать период потрясений и беспорядков, когда одни контролируют, а другие сопротивляются и уходят. Например, вы попросили группу принять решение о том, что нужно делать, и кто-то из участников избегает процесса принятия решения, пытаясь обсудить другие моменты.

Очень часто в процессе групповой работы избегают этого периода, его считают плохим и неэффективным. Потребность в контроле — это неплохо. Если проработан момент контроля и конфликты, участники имеют возможность влиять на групповые процессы, вы можете начать расслабляться и получать удовольствие от работы в группе.

Ключевой элемент: Кто решает за кого?

Переживаемый опыт: фрустрация, застревание, некомпетентность, бессилие, апатия

Как выражается в поведении: сопротивление, конкуренция, избегание, вызов, препирательство.

Совет по работе с потребностью: Обратите внимание, позволяет ли группа принимать решения участникам. Создаются ли процедуры принятия решений. Это позволит группе избежать ощущения бессилия и застревания. Попробуйте достичь договорённостей о том, как ваша группа будет принимать решения и о том, кто и как возьмёт на себя лидерство.

Открытость: относится к потребности людей в доверии, эмоциональной поддержке и аутентичности. Это также относится к потребности людей чувствовать безопасность и атмосферу дружбы. Вспомните свой самый положительный опыт переживания эмоций в группе. Как вы себя чувствовали? Например, у вас есть уникальный дар рисунка, которым вы не делились ни с кем. Но теперь вы чувствуете себя настолько комфортно, что готовы предложить свой дар в качестве ресурса для группы.

Ключевой элемент: Как члены группы чувствуют себя друг с другом?

Переживаемый опыт: удовлетворение, доверие, тепло, безопасность, энтузиазм

Как выражается в поведении: распределение, решение проблем, активное слушание, сотрудничество

Совет по работе с этой потребностью: в процессе развития чувства общности наблюдайте, проявляется ли излишне жестокое поведение участников группы друг с другом, некоторые участники команды могут быть излишне отстранёнными или слишком вовлечёнными. Либо эти участники могут действовать излишне сдержанно и осторожно, или дистанцироваться в то время, как другие перегружены, регулярно персонализируют ситуации и проблемы. Если вы культивируете среду принятия и доверия, каждый из участников группы рассматривается как уникальная личность, со своими с способностями, которые могут максимально использоваться на благо группы.

Когда мы думаем о групповой динамике, важно обратить внимание на то, что есть три уровня потребностей, которые могут потенциально влиять на поток и продуктивность:

— Потребности команды (создание и поддержка команды)

— Потребности задач (выполнить свою работу)

— Потребности людей

Обратите внимание на все эти три уровня и убедитесь, что все они задействованы и осознаны. Таким образом глубина работы и приверженности членов группы будет углубляться и усиливаться.

Велика вероятность того, что если вы чувствуете что в группе что-то происходит, скорее всего остальные участники группы тоже это чувствуют. Если вы будете проговаривать эти моменты и делиться своими эмоциями и мыслями с группой, вы сможете действовать катализатор, ускоряя продвижение группы к фазе эффективности. Развитие вашей группы — зависит от удовлетворения этих потребностей по мере их появления. Если эти проблемы оставить непроговоренными и нерешёнными, группа застревает и стагнирует.

Ключевой вопрос, который может задавать себе руководитель, который управляет группой или является членом группы: что я могу сделать, чтобы перевести группу на стадию эффективности? Привлечение к работе над задачей разных людей, естественно, несёт с собой сложности и колебания эффективности. Поэтому знания групповой динамики позволяют лидерам групп вернуть группу к состоянию стабильности и равновесия.

Елена Литвинова

Управляющий партнер Globaldialog