Гас Селлитто

Управляющий директор британского коммуникационного агентства Byfield Consultancy

Евгения Веренько

Руководитель направления по работе со странами СНГ коммуникационного агентства Byfield Consultancy

Html code here! Replace this with any non empty text and that's it.

Усилие воли

Крупные корпорации, в основном мировые технологические гиганты, уже давно внедряют у себя различные инструменты борьбы со стрессом на рабочем месте, а также связанными с ним социофобией, депрессией и другими психическими расстройствами. Игровые зоны и комнаты отдыха с диванами, на которых можно вздремнуть в середине рабочего дня, ежедневные занятия йогой, мячи для снятия стресса (stress-ball) и бесплатное членство в корпоративном спортзале – уже не раз доказывали свою эффективность, помогая восстановить жизненные силы, особенно тем, у кого ненормированный рабочий график.

Из всего многообразия инструментов самопомощи один особенно полюбился и сейчас становится все более популярным среди юридических фирм. Несмотря на свою традиционность и более длительное привыкание ко всему новому, консультанты стали уделять больше внимания ментальным практикам (mindfulness).

Фактически это урок групповой медитации или йоги. Собравшиеся сидят на стульях или располагаются на полу и медитируют. Тренер рассказывает, что им нужно представлять и о чем думать, а главное – о чем не думать. Ментальная практика помогает очистить сознание от всех мыслей, сфокусировать внимание на тактильных ощущениях. Самое сложное заставить себя думать только о том, что говорит инструктор.

Ментальная практика помогает уменьшить воздействие стресса на организм, позволяет стравляться с тревожностью, понижает кровяное давление и борется с множеством связанных со стрессом психосоматических симптомов. При этом она увеличивает самоконтроль и самосознание, что в итоге положительно влияет на здоровье и жизнедеятельность человека.

По мере того как этот тренд набирает популярность, на международном юридическом рынке появляется все больше примеров внедрения ментальных практик на рабочих местах. Некоторые американские компании даже вводят у себя регулярные занятия ментальной практикой для своих адвокатов и бэк-офиса в течение рабочего дня. Это позволяет им отвлечься от текущих дел, расслабиться и помедитировать.

Благодаря регулярным занятиям у сотрудников повышается производительность труда, способность справляться с задачами в сжатые сроки, более эффективно работать в команде и разрешать конфликты.

Гибкий подход

В действительности мало кому удается найти, а главное, удержать баланс между работой и личной жизнью. Многие успешные юристы, кажется, и думать забыли о том, что за пределами офиса тоже есть жизнь. В такой ситуации поможет гибкий подход к работе.

Его основная идея – предложить сотруднику вариант, при котором он может работать эффективнее и при этом чувствовать себя комфортнее, нежели при традиционной концепции 7,5-часового рабочего дня в офисе (в Великобритании 37,5-часовая рабочая неделя – прим. ред.).

Некоторые юристы не против работать по выходным, а некоторые готовы даже ночью отвечать на звонки и рабочие электронные сообщения. С другой стороны, они против того, чтобы приходить на работу каждый день к девяти утра и уходить в пять вечера.

Гибкий подход к работе заключается не в том, чтобы полностью забывать о рабочих делах после ухода из офиса вплоть до утра следующего дня, а в том, чтобы найти баланс между работой и личной жизнью, который будет приемлем именно для вас в рамках коммерческих потребностей вашей компании. Это комфорт в работе и продуктивность. Именно поэтому баланс все больше становится личным выбором сотрудника. Он достигается множеством вариантов, которые на сегодняшний день доступны сотрудникам самых разных компаний.

Офис? Больше похоже на гостиницу

Большинство юридических фирм работают по принципу того, что у каждого партнера есть свой офис. Гибкий подход к работе допускает внедрение системы резервирования и совместного использования рабочих мест, открытую планировку офиса, работу из дома или офиса клиента, замену настольных компьютеров ноутбуками и планшетами и работу в облаке.

Множество крупных работодателей сегодня управляют офисами, как гостиницей, т. е. просят сотрудников бронировать рабочее место заранее. Таким образом, если вы в какой-то день работаете не из офиса, кто-то из ваших коллег может занять ваше рабочее место. Это называется системой резервирования «горячих» рабочих мест. Когда один сотрудник отсутствует в среду, а другой – в четверг, высвобождается два рабочих места в неделю. В организации, насчитывающей 5 тысяч сотрудников, это высвобождает десятки мест в неделю. Не все могут перейти на такой режим в одночасье, но многие с интересом присматриваются и даже практикуют подобную модель.

Еще один несомненный плюс – уменьшение операционных расходов и более эффективное использование помещений. Если ваш офис может вместить 100 человек, из которых 20 работают из дома, то получается, что в компании работает 120 человек, а аренду вы платите только за 100. Это серьезный аргумент с точки зрения использования недвижимости компаниями, особенно находящимися в центре города или в оживленных деловых районах с высокой арендной платой.

С другой стороны, может оказаться, что ваши сотрудники не только могут, но и хотят работать более гибко, пользуясь плодами технологического прогресса и техническими новинками. Благодаря технологиям сотрудникам больше не нужно находиться в одном месте, за одним и тем же рабочим столом. Вместо этого они экономят свое драгоценное время и силы, работая удаленно, а работодатель получает от них наилучший результат.

Подход не для всех

С точки зрения внутренних корпоративных систем гибкий подход к работе означает наличие у компании технологий, позволяющих работать без привязки к рабочему месту – из дома, другого города или страны, в самолете, машине, поезде или даже на ходу. А тем, кто живет в более отдаленных от офиса местах, компании специально подключают скоростной интернет.

Конечно, существуют определенные области права, которые требуют постоянного присутствия в одном месте, например в зале суда. Но даже здесь грядут изменения. Уже сейчас можно наблюдать внедрение технологических новинок в, казалось бы, устоявшиеся правовые процессы. Взять хотя бы виртуальные судебные заседания.

Много на свете юристов – хороших и разных

Потребность в гибком отношении к работе продиктована также необходимостью в этническом, социальном, гендерном и культурном разнообразии на рабочем месте. Это сейчас один из главных трендов в Европе. Недавно проводились исследования в 50 топовых юридических фирмах и выяснилось – еще многое предстоит сделать, чтобы в них появилось больше женщин-партнеров.

Несмотря на общую консервативность, присущую юристам, данный тренд отражает общую социальную потребность. Если посмотреть на сотрудников среднестатистической компании с гендерной точки зрения, можно увидеть, что женщин стало гораздо больше, чем раньше. У молодых матерей, например, благодаря гибкому подходу к работе есть возможность не только быстрее возвращаться к работе после рождения ребенка, но и работать больше.

И дело не только в гендерном многообразии. Важна лояльность в отношении молодого поколения. Коммерческие преимущества гибкого подхода очевидны: компании повышают свою привлекательность в глазах перспективных кадров, хорошо разбирающихся в новых технологиях.

Конечно, если сравнивать то, как этот вопрос решается в крупных корпорациях, станет очевидно, что юристам еще расти и учиться. Кстати, положительное влияние на этот процесс оказывают сами клиенты. В Великобритании юридические советники в крупных компаниях требуют от своих провайдеров соблюдения этносоциогендернокультурного баланса. Поэтому международные фирмы стремятся постоянно улучшать свои показатели в этом плане. При этом важно то, что процесс запущен и что все больше и больше компаний начинают внедрять его у себя в офисах.