Подробный разбор книги от обозревателя деловой литературы Алексея Никифорова.

Меня иногда спрашивают, как я выбираю книги, по которым потом пишу ревью в FB. Один из таких источников – рейтинг New York Times.

Именно по нему я наткнулся на книгу Пять дисфункций (или пороков) команд, о которой ранее много слышал от коллег из HR.

Книга совсем небольшая, ее сюжет построен на образе руководителя, которая пришла в качестве СЕО в небольшую ИТ компанию, превосходящую своих конкурентов и по оснащению, и по качеству персонала, но уступающую им по продажам и по доле рынка.

Цель нового руководителя – наладить командную работу, сбой в которой, как предполагается, и выступает основной причиной неудач компании.

Если у Вас есть 3 минуты свободного времени и Вам интересен взгляд на типичные недуги команд, то ниже – краткое их описание

Первый недуг — это отсутствие доверия между членами команды. Не то, что никто никому не верит. Речь не о бытовом «неверии», а о немного другой проблеме. Lack of trust в данном случае проявляется в неготовности членов команды открыто не соглашаться с другими коллегами, высказывая свою точку зрения на тот или иной вопрос. «Кто его знает, а вдруг мое откровение приведёт к ссоре с коллегой или к выговору от руководителя?». В таких коллективах все предпочитают быть вежливыми, polite по отношению друг к другу, не заходя на «чужую территорию».

Из отсутствия доверия следует второй недуг, заключающийся в нежелании идти на конструктивные конфликты в целях выработки лучшего решения. А зачем? Ведь они могу перейти в споры с переходом на личности. «Худой мир», как говорится.

Не обеспечив достаточный Challenge выдвинутому на встрече предложению, не выработав решение, которые будет по настоящему разделяться всеми или большинством членов команды, не рождается commitment, обязательство которое берут на себя сотрудники, его предложившие и его защитившие (третий недуг). По своему опыту могу подтвердить, что такая сильная ответственность может ощущаться, например, после защиты бюджета проекта, когда ты обосновываешь каждую цифру, под которой готов подписаться. Эта «подпись» получается наиболее жирной, бесповоротной.

Без обязательств нет ответственных. И lack of accountability — это четвёртый порок команды. Здесь скорее даже идёт речь не об отсутствии личной ответственности за свой кусочек пути. Ответственность «за пуговицы» может быть, но когда нет чувства ответственности команды за общий результат – тогда с высокой вероятностью этого общего результата и не будет. Главная героиня этого «non-fiction в стиле романа» прямо говорит, что за маркетинг отвечает не директор по маркетингу, а все. За продажи – не директор по продажам, а все. И так далее. Несмотря на кажущуюся утопичности этого подхода (ведь, как можно отвечать за то, что не контролируешь), могу подтвердить, что успех команды или проекта — это всегда больше, чем выполнение каждым членом команды «своей» отдельной роли. Если команде повезёт – в ней всегда есть место выходу ее участников за эти узкие рамки в интересах общего дела. Речь в данном случае именно об этом. О готовности выходить за пределы своей «должностной инструкции», которая всегда неактуальна.

Наконец, пятая дисфункция – это отсутствие нацеленности на общий результат. У каждого своя роль, свои цели, свой результат. Здесь автор эксплуатирует слегка банальный образ спортивной команды, победа которой напрямую зависит от вклада не только и не столько каждого спортсмена, а от общей командной игры.

По ходу «пьесы» главная героиня неоднократно принимает жесткие решения, расставаясь с авторитетными старожилами, которые не принимают эти ценности и создают больше рисков, чем пользы для командного успеха. На двухдневной стратегической сессии она делится с членами команды своими личными профессиональными провалами, стараясь выглядеть в их глазах обычным человеком, которому можно верить и который лишь выполняет свою работу – налаживая командную игру, такую важную для победы компании.

По книге вполне можно снять фильм, так как она наполнена разного рода диалогами и сценами. И если у Вас есть аппетит на такого рода книги и стоит задача сплотить хотя бы небольшой, но все же коллектив, то несколько часов, которые потратите на прочтение или прослушивание этой книги, безусловно, не пройдут даром.

Обозреватель деловой литературы, Директор по юридической поддержке, интеллектуальной собственности и тендерного комитета «СИБУР Холдинг» Алексей Никифоров


Приглашаем топовых инхаус юриств России и СНГ на Legal Executive Summit – первое и единственное в своём роде неформальное юридическое событие, где нет ни слова о законах! На этот раз, встречаемся на Кипре!

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 3_Reklama-na-sai-t_1550h350_1-1024x231.jpg

Участникам предстоит глубокое погружение и активное включение в образовательную часть саммита в духе лучших школ MBA.

1. Образовательная программа
Тренинги и мастер-классы на тему лидерства, коммуникаций, влияния, развития себя и команд

2. Развлекательная программа
Экскурсия на винодельню “Oenou Yi”, игра в “Квиз, плиз!”, фуршеты, шоу, танцы, караоке, морская прогулка и водные виды спорта

Предыдущая статьяМежфункциональные деловые отношения: подробное руководство для юридических команд
Следующая статьяКадровые новости. Галина Акчурина