Гармония с собой
Это когда вы понимаете, что, как и зачем делаете? Речь о смысле: зачем нужна ваша работа и вы как специалист? На этот вопрос надо ответить предельно честно и прямо. От этого зависит, где вам работать и что там делать.
Если ваш ответ: «я помогаю людям выбрать бизнес решения, которые никакими рисками не грозят» и воспринимаете свою функцию как «заградительную» – стоит обратить свой взор на корпорации, с внятной иерархией и осторожными целями. Там я ваша работа будет «не пускать», а основная коммуникация – объяснять, «почему этого делать не надо», причем зачастую в письменной, а не устной форме.
Если ваш ответа: «я помогаю учесть все юридические риски предлагаемых решений и найти наиболее безопасный путь реализации задуманного» – стоит поискать себе место в быстро развивающихся компаниях, консалтинге и некоторых стартапах. Ваша работа будет заключаться в поиске вариантов, а основная коммуникация – задавать вопросы о сути предлагаемых решений и продавать собственные варианты, как этого достичь.
Вам нужен собственный вариант ответа на вопрос «зачем нужна моя работа?» Если с формулировкой возникают сложности, представьте, что об этом спрашивает ваш подросший ребенок: «а в чем смысл твоей работы? что ты вообще-то делаешь? кому это нужно? зачем им это?» Что вы скажете умному и любопытному десятилетнему ребенку?
Гармония с другими
Это когда вы общаетесь с единомышленниками, и все стороны довольны взаимодействием и результатом. Для этого необходимо:
- Правильно выбрать людей.
У коллег должно быть схожее с вашим понимание смысла – что и зачем вы вместе делаете. Этот вопрос легче решается после того, как вы разобрались с вопросом «зачем?». Надо просто подумать, где работают люди, которые имеют схожие представления, и идти туда.
- Соответствовать ожиданиям и иногда их превышать.
Формирование впечатления от работы происходит по формуле: «Впечатление = Факт – Ожидание». Если факт превышает ожидания, впечатление будет положительным – от хорошо до вау. Если факт скромнее ожиданий, впечатление будет отрицательным (разочарование). Если факт и ожидания совпали, впечатление будет нейтральным. Неважно, где вы работаете – в крупной корпорации или в стартапе. Взаимодействие людей определяется это формулой.
Каждый факт определяет следующее ожидание. Это нормальный процесс развития и повышения качества оказываемых услуг. Именно этот механизм драйвит любой рынок, люди каждый раз не останавливаются на достигнутом, а хотят также или лучше. Профессионалы относятся к этому с полным пониманием. Позицию «давайте не будем отвечать им сразу, а выдержим положенные два рабочих дня, чтобы они потом не ждали быстрых ответов», – обычно занимают либо люди с недостаточным уровнем профессионализма («не смогу потом быстро решить»), либо с недостаточным уровнем коммуникативных навыков («не смогу объяснить, почему сейчас быстро, а в другой раз будет дольше»).
- Принимать на себя ответственность за качество взаимодействия.
Если каждый будет действовать именно так, работа и общение будут качественными. Это значит, что в случае возникновения трений, вы активно пытаетесь понять, что происходит. Вы заинтересованы как можно быстрее вскрыть конфликт и приступить к его решению, а не замалчивать и избегать коммуникации. Не правильно: «они не понимают смысл того, что я делаю». Правильно: «я должен объяснить смысл того, что я буду делать с их запросом».
Проактивная позиция открывает перспективы. Чем лучше Вы создаете и прорабатываете ожидания, тем проще эти ожидания оправдывать и превосходить. Но как минимум эти ожидания нужно понимать и проверить уточняющими вопросами, а не предполагать, что все и так это понимают.
Гармония со своим делом
Это реальные достижения и чувство успеха, которое дает ощущение профессионального всемогущества.
Мы уже сделали важные шаги в этом направлении. Осталось разобраться с установками относительно рабочих задач. Тут важно понимание трех правил.
- В любой ситуации достаточно ресурсов для ее решения. Просто пока человек не перестроил свое мышление, он не видит этих ресурсов.
Ресурсом может быть что угодно: знание или, наоборот, незнание (например, чужое) время или его отсутствие, знакомство, наличие или отсутствие прецедента, однозначная трактовка статьи, или дырки в законе. Все, может быть использовано с пользой. Нужно мыслить в терминах возможностей, а не препятствий.
- Любой вред можно обратить в пользу. Учимся думать: «хорошо, это случилось, как можно это использовать?»
При таких размышлениях занимайте максимально амбициозную позицию. Не как уменьшить вред, а как использовать ситуацию для продвижения к цели.
- Противоречие или хорошо осознанная трудность – это не конец рассуждений, а начало.
Хорошо сформулированное противоречие – это хорошо сформулированная задача, головоломка. Нужно думать, как добиться нужного результата. К задачам полезно относиться бескомпромиссно и безжалостно. Если задача не решается, усложните ее, повысив требования к решению. И тогда найдутся самые красивые решения.§
Автор: Ирина Безменова